Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Авиаперелеты: что почем

Авиаперелеты: что почем

473
uralweb.ru

Российские авиакомпании будут указывать в тарифах и рекламе полную стоимость билетов. Им запретят накручивать сборы и устраивать несанкционированные поборы. Отменят также штрафы за досрочный возврат билета. Эти правила вступят в силу буквально через два месяца. В вопросе защиты прав авиапассажиров Россия догнала Евросоюз.

Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации утверждены Министерством транспорта России. Подписанный Игорем Левитиным приказ 4 декабря прошел регистрацию в Минюсте, но вступит в силу только через два месяца после официального опубликования.

All include?

Практически все авиакомпании – и российские, и зарубежные, очень часто дают в рекламе явно заниженную стоимость билетов. Даже на улицах Берлина можно встретить щиты – «Лондон за 15 евро». Маленькая сноска поясняет, что в стоимость не включены аэропортовый и иные сборы. Оные дополнительные платежи многократно превышают обозначенную в рекламе сумму, а общая цена билета может оказаться не меньше, чем на обычный рейс крупной авиакомпании.

Минтранс решил предупредить фактический обман потребителей. Согласно новым правилам, в пассажирский тариф включают расходы, связанные с обеспечением перевозки пассажира и его багажа (в пределах нормы бесплатного провоза), в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, иные расходы.

Есть и исключения. Самое «страшное» – топливный сбор (стоимость авиационных горюче-смазочных материалов) – он не включается в пассажирский тариф. Так же, как и стоимость бланка билета на бумажном носителе, услуги по бронированию билета через агента и роялти за пролет над территорией иностранных государств.

Но все эти сборы хотя бы частично ограничены. Государство продвигает концепцию перехода на e-tickets (электронный билет), а потому от оформления «бумажки» можно отказаться. С топливными сборами сложнее. Теоретически они не могут составлять больше определенной доли основного тарифа – по оценкам разных авиакомпаний, даже при безумном росте цен на керосин, расходы на топливо составляли 30-50 процентов от стоимости билета. Вот только из постановления не следует, что какое-либо ведомство будет контролировать адекватность топливной надбавки. А потому никто не мешает авиакомпании заявить, что тариф составляет, например, 1000 рублей, а за использование горюче-смазочных материалов взимать 5000 рублей.

Формально нигде не говорится, что в рекламе надо указывать полную сумму – перевозчики обязаны лишь регистрировать тарифы в единых базах данных и публиковать их для сведений агентств. Но если авиакомпания «забудет» включить в рекламируемую цену билета топливную надбавку, то ей, скорее всего, придется отвечать уже перед антимонопольным ведомством. Штраф за недобросовестную рекламу может достигать полумиллиона рублей – такие санкции должны заставить перевозчиков задуматься об уважении прав потребителей.

Made in Europe

Решение Минтранса совпало с принятием закона ЕС, предусматривающего обязательное указание полной цены авиабилетов со всеми сборами. Еще в начале года транспортная комиссия Европарламента пришла к выводу, что авиапассажир – такой же потребитель, как и покупатели прочих товаров и услуг, и имеет право на достоверную информацию о цене. Исключений нет никаких – в рекламируемую цену должны включать все обязательные доплаты, налоги и иные платежи, в том числе аэропортовые, государственные и топливные сборы. Необязательные сборы и услуги должны четко позиционироваться как дополнительные, их пассажир волен и выбирать самостоятельно, а не получать автоматически, как это практикуют многие бюджетные авиакомпании. Кроме того, законопроект требует от перевозчиков явным образом расшифровывать в билете предназначение тех или иных сборов, в том числе топливных, аэропортовых, государственных, на безопасность и прочих.

Российская практика пока далека от таких идей. Например, ГТК «Россия» объявила о специальной акции – билеты в Германию всего за 99 евро в оба конца! Но при попытке онлайн бронирования по ссылке, указанной в самом же предложении, билеты предлагаются минимум за 293 евро. «Трансаэро», обещавшая билеты в большинство европейских городов за 149 евро, продает их за 230. В обоих случаях в рекламе оговаривается, что цена не включает таксы и сборы. А что мешало честно включить, как это делают Air Frace, Air Berlin, Lufthansa и многие другие уважающие пассажиров перевозчики?

Еще интереснее тарифицируются билеты у российского авиадискаунтера S7 (ОАО «Авиакомпания «Сибирь»). Так называемый «WEB-fare» (лучший тариф для заказа через сайт) на рейсы Москва – Санкт-Петербург составляет 100 рублей. Только пройдя несколько этапов бронирования, потенциальный пассажир узнает о таксах в 1315 рублей. В итоге стоимость перелета возрастает более чем в 14 раз!

Отдайте наши денежки

Приказ Минтранса наводит порядок в вопросе отказа от билета. Напомним, что, согласно действующему уже более десяти лет Воздушному кодексу РФ, авиапассажир вправе отказаться от поездки не менее чем за 24 часа до вылета и получить полную уплаченную за билет сумму. Если отказался позже – авиакомпания вправе удержать сбор в размере не более 25 процентов перевозочной платы. Все остальные ограничения незаконны.

Дабы обойти эти правила, перевозчики придумали штрафы. Мол, никто не отказывается вернуть стоимость билета, но только удержав штраф в размере 100 процентов. В новых правилах четко указано, что авиакомпании вправе взимать сбор за отказ пассажира от полета, но только в пределах 25 процентов стоимости перевозки и только при отказе меньше чем за 24 часа.

Если пассажир отказывается от части перелета (например, стыковочного рейса), то возвращается стоимость неиспользованного участка. В этом вопросе авиакомпании также часто спекулировали. Например, пассажир купил билет Сочи – Москва – Санкт-Петербург за 9000 рублей. Но воспользовался только рейсом Сочи – Москва, а от второго участка отказался. Авиакомпания возвращает даже не половину цены билета, а всего 900 рублей: из общей суммы вычитается полная стоимость билета на рейс Москва – Санкт-Петербург (8100 рублей). Новые правила поощряют такую методику, не ограничивая авиакомпании в выборе способа применения тарифов.

За цену ответите рублем

Главный спорный вопрос – кто будет контролировать исполнение правил? Пока жалобы обманутых пассажиров в Федеральное агентство воздушного транспорта оказывались бесполезными: «Росавиация не вправе вмешиваться в деятельность и тарифную политику хозяйствующих субъектов, в связи с чем все вопросы по характеру и размеру компенсации за причиненный материальный и моральный ущерб решаются исключительно в судебном порядке», – заявила в ответе на одну из претензий заместитель руководителя федерального агентства Юлия Гречушкина.

За пассажиров обещал заступиться Геннадий Онищенко – глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. После инцидентов с задержкой и отменой рейсов авиакомпании «Интеравиа» и других, когда тысячи людей не смогли вылететь или вернуть билеты (прямое нарушение Воздушного кодекса РФ), он указал подчиненным усилить защиту прав авиапассажиров. В частности, юристы Роспотребнадзора должны по ходатайству пострадавших пассажиров выступать на судебном процессе на стороне потребителей и давать свои заключения.

Павел Нетупский,
Фонтанка. ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях