В Санкт-Петербурге приняты первые реальные меры по борьбе с коррупцией в сфере госзаказа. Губернатор ограничила право госорганов закупать товары и услуги у единственных поставщиков, уклоняясь от проведения конкурсов, аукционов и т.п. Сейчас без конкурентных процедур распределяется около 30 процентов средств государственных контрактов.
Действующее законодательство позволяет, в частности, заключать контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если на организованный конкурс или аукцион не было подано ни одной заявки или они все отклонены, а также если потребность в закупаемом товаре или услуге возникла вследствие непреодолимой силы. Теперь в этих случаях заказчик должен будет проводить конкурс или иную процедуру, предусматривающую конкуренцию участников.
Нет сговорам
О новом порядке самих заказчиков (госорганы, госучреждения и т.п.) уведомил Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Согласно подписанному председателем Алексеем Сергеевым письму, «в соответствии с указанием Губернатора Санкт-Петербурга с 9 декабря 2008 года не допускается размещение государственного заказа Санкт-Петербурга способом размещения государственного заказа Санкт-Петербурга у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании пунктов 6 и 11 части 2 статьи 55 Федерального закона ...».
Логика властей очевидна. Если на конкурс не было подано ни одной заявки, то откуда возьмется поставщик, готовый выполнить госконтракт? Почему он не участвовал в конкурсе, а неожиданно согласился поставлять товар (услугу, работу) только после того, как объективная процедура была «провалена»? Складывается впечатление, что существует договоренность между чиновниками и коммерсантами. Например, заранее формулируются невыполнимые или противоречивые требования, а потому на конкурс не подается ни одной заявки или они все объективно отклоняются. После этого контракт достается заранее выбранной компании. А найти повод вывести нежелательного участника чиновники умеют («Фонтанка» уже писала о «чудесах», которые происходят с протоколами Комитета по инвестициям и стратегическим проектам).
С 9 декабря КЭРППиТ прекратил регистрацию контрактов, заключенных в нарушение новых требований, а также предупредил, что такие подряды не будут оплачиваться. Причем в управлении методического, информационно-аналитического обеспечения и экспертизы государственных закупок Комитета не смогли пояснить, что послужило поводом для принятия жестких мер: руководитель этого подразделения Николай Залесский сообщил, что был в командировке и решение принималось без его участия.
Чужие здесь не ходят
Закон предусматривает несколько случаев, допускающих закупку у единственного поставщика. Например, если общая сумма закупаемых одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала не превышает 100 тысяч рублей – проводить даже самый простой отбор партнеров (запрос котировок) на такие суммы очень накладно. Также без конкурсов и т.п. можно закупать услуги естественных монополий («Водоканал», «ТЭК», «РЖД» и т.п.).
Однако по данным сайта госзаказа за весь 2008 год с монополистами и по микрозакупкам (до 100 тыс. рублей) было заключено государственных контрактов Санкт-Петербурга на сумму 13 млрд рублей – только 6 процентов общей суммы закупок. А всего без предусматривающих конкуренцию процедур, в том числе по запрещенным ныне основаниям, город распределил контракты на 64 млрд рублей – 29 процентов общей суммы. Больше всего не любит конкурсы Санкт-Петербургская избирательная комиссия: из 805 госконтрактов, заключенных за этот год, 802 были отданы единственным поставщикам.
У чиновников остается еще много способов для предоставления определенных преференций «своим» фирмам. Самый простой – выставление невыполнимых конкурентами условий. Например, Комитет по информатизации и связи выбирает поставщика услуг сотовой (радиотелефонной) связи. Никаких ограничений нет, кроме маленького нюанса: в условиях указано, что оператор обязан сохранить действующие номера телефонов. А поскольку номерная емкость в настоящее время закреплена за каждым оператором, то исполнить эти требования может только та сотовая компания, которая сейчас и обслуживает комитет. Победитель известен заранее.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Госзаказ без конкурса - нельзя
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ