В новом году, возможно, появится паромная переправа между Петербургом и Скандинавией. Как это ни странно, мировой финансовый кризис этому способствует. Европейцы ограничивают себя в путешествиях и вместо теплых далеких стран предпочтут направления поближе, в том числе Балтику — так считают эксперты. В этих условиях один из десятка судовых операторов региона может открыть линию на Петербург.
В новом году появится паромная переправа между Петербургом и Скандинавией. Как это ни странно, мировой финансовый кризис этому способствует. Европейцы ограничат себя в путешествиях, и вместо теплых далеких стран предпочтут направления ближние, в том числе Балтику — так считают эксперты. В этих условиях один из десятка судовых операторов региона может открыть линию на Петербург. Тем более, что закон о безвизовом нахождении в России паромных туристов в течение 72 часов ждет последней инстанции. Президент Дмитрий Медведев может подписать его еще до конца года.
Попытки связать Петербург паромной переправой с Хельсинки, Стокгольмом и даже портами Германии предпринимались уже не раз. Однако до сих пор все они терпели фиаско в силу экономических или политических причин.
Паром «Фантазия», который в 2004 году ходил по треугольнику Петербург—Хельсинки—Таллин, перестал функционировать в связи с резким повышением портовых сборов в нашем городе. При этом, как отмечает директор по маркетингу компании «Таллинк - Ру» Анатолий Завгородний, русских путешественников этот маршрут интересовал довольно мало — они составляли всего 30% от общего числа туристов.
Несмотря на неудачи, Петербург остается исключительно привлекательным портом для судовых операторов. Генеральный директор компании «Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург» Игорь Глухов сравнивает паромы с круизным туризмом. По его словам, в этом секторе Петербург тянет за собой всю Балтику: Эрмитаж и Мариинский театр на востоке Финского залива провоцирует лайнеры заходить и в более западные прибалтийские города. В этом году Петербург поставил по круизному туризму абсолютный рекорд — 320 заходов судов и 400 тысяч путешественников.
Кстати говоря, эксперты отмечают, что паром — это способ продлить туристический сезон в городе. Балтика зимой почти не замерзает, и такое морское путешествие многим может быть интересно. При этом, по словам менеджера круизного отдела компании «Арктур Трэвел» Виктории Киселевой, пассажиры лайнеров — благодарные туристы... Прибыв в Петербург однажды на безвизовые 72 часа, они часто возвращаются на более продолжительный срок, останавливаясь в гостиницах города и принося ему прибыль.
По мнению Игоря Глухова, паромы могут дать городу сопоставимое, если не большее, по сравнению с круизами, число туристов. Однако пока этому препятствует закон. Пассажиры круизных судов с 2003 года имеют право находиться на территории России без визы в течение 72 часов. Пограничники воспрепятствовали приравниванию к ним балтийских паромов, считая, что круиз - это большое, а главное нерегулярное, морское путешествие.
Поправку в федеральное законодательство по этому поводу полтора года назад назад инициировала сама Валентина Матвиенко. В Москве законопроект лоббировал Виталий Мутко, который тогда представлял Петербург в Совете федерации. И вот теперь он лежит на столе у Дмитрия Медведева, и, как надеются заинтересованные стороны, президент может подписать документ еще до конца года.
Спустя 90 дней закон вступит в силу, что позволит начать навигацию. Впрочем, Анатолий Завгородний все равно предвидит проблемы — скорее всего, в отношении паромных пассажиров будут приняты такие же правила, как и в отношении круизных. А они предполагают безвизовый сход на берег только в составе туристической группы. Однако на паромах люди, как правило, путешествуют семьями, компаниями, с автомобилем, так что новая мера может оказаться неэффективной.
Путешествие по морю с машиной тоже встречает в Петербурге определенные препятствия. В городе существуют всего два причала, которые могут принимать паромы с автомобилями на борту. Оба они расположены неудобно, в порту на территории «Первой стивидорной компанией», да и не располагают всей необходимой инфраструктурой.
Новые паромные причалы должны появиться на Морском фасаде — первая круизная пристань открылась там этим летом. По словам вице-президента управляющей компании «Морской фасад» Серика Жусупова, первый причал для паромов, как и планируется по графику, будет открыт через год, а второй — еще год спустя. При этом зампред городского Комитета по инвестициям Марианна Орджоникидзе отмечает, что в принципе Петербург готов принять паромы хоть сейчас.
Представитель паромного оператора Tallink Анатолий Завгородний говорит, что его компания откроет линию в Петербург, только если будет видеть экономическую перспективу. Однако признает, что при условии снятия законодательных препон, такой проект может быть безусловно выгоден. Просто у Tallink, во флотилии которой насчитывается 19 судов, может не оказаться подходящего лайнера. В будущем году со стапелей для компании сойдет новый современный паром, который заменит на линии Рига—Стокгольм судно Regina Baltica (оно же «Анна Каренина», паром заходил в Петербург чартерным рейсом в прошлый новый год).
Однако, по мнению Анатолия Завгороднего, Regina — лайнер достаточно старый и небольшой, поэтому, возможно, его эксплуатацию на линии в Петербург сочтут неэффективной. Выражая свое частное мнение, он предположил, что для нашего города больше бы подошел паром Silja Festival, который сейчас также курсирует из Риги в Стокгольм. Однако никаких проектов на этот счет в компании нет. А Silja Festival намерен появится в Петербурге совсем скоро — он приходит к берегам Невы на нынешние новогодние праздники.
Анатлоий Завгородний предполагает, что, если линия все-таки будет открыта, паром вновь будет ходить по треугольнику Петербург-Хельсинки-Таллин. По его мнению, прямой рейс на Стокгольм вряд ли возможен — такое плавание займет полтора-двое суток и вряд ли будет пользоваться популярностью.
В 2004 году билет на паром стоил 25 евро. В случае, если он начнет ходить вновь, цены изменятся несущественно. Основные деньги операторы зарабатывают за счет продаж в барах и казино на борту. По данным Tallink, пассажиры парома, от «бэкпекеров», ночующих в спальных мешках прямо на палубе, до самых состоятельных клиентов, в среднем, тратят за время плавания около 112 евро.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру