70 лет народному артисту России, лауреату Государственных премий, выдающемуся российскому дирижеру Юрию Темирканову. В честь этого юбилея 12 декабря в Большом зале Филармонии состоится гала-концерт, в котором примут участие знаменитые музыканты – звезды. Однако программа не рассчитана на рядовых слушателей, постоянную филармоническую публику и верных поклонников. Почему так случилось - попытался понять корреспондент "Фонтанки".
10 декабря исполнится 70 лет народному артисту России, лауреату Государственных премий, выдающемуся российскому дирижеру Юрию Темирканову. В честь этого юбилея 12 декабря в Большом зале Филармонии состоится гала-концерт, в котором примут участие знаменитые музыканты – звезды.
Однако на сей раз в планы Филармонии не входит концерт для рядовых слушателей, постоянной филармонической публики и верных поклонников как самого маэстро, так и его друзей - Мариса Янсонса, Александра Дмитриева, Юрия Башмета, Элисо Вирсаладзе, Евгения Кисина и многих других исполнителей. Ведь цена билетов на сие мероприятие варьируется от 10 до 25 тысяч рублей. Было объявлено, что незначительная часть билетов будет стоить «всего» 1000 рублей, но на практике выяснилось, что (как гласит официальный сайт Филармонии) «почти все места на хоры зарезервированы и выкуплены телевизионными компаниями», а те, что не «зарезервированы», обошлись бы меломанам в пять тысяч… Если бы не закончились.
Конечно, Наталия Гутман, Денис Мацуев, Вадим Репин, другие знаменитые музыканты не часто бывают в нашем городе: они специально приезжают в Петербург, чтобы приветствовать Юрия Темирканова. Однако и полноценным концертом это никак назвать нельзя: ведь все музыканты исполнят только по коротенькой миниатюре или по одной части из различных сочинений Бетховена, Шумана, Вагнера, Глинки, Дворжака, Лало, Рубинштейна, Легара, Бруха, Бартока, Шостаковича и Щедрина.
Вот и думают меломаны, что лучше: к примеру, редкий сольный концерт Гидона Кремера в двух отделениях, с выстроенной и неординарной программой за 200-300 рублей – или «гала», в котором Кремер исполнит одну часть из сонаты Изаи – но за десять-пятнадцать тысяч?
Похоже, здесь мы столкнулись с некоторой путаницей. Действительно, во всём мире существует практика благотворительных концертов, или fund rising: в этом случае концерт принимает вид «светской тусовки», билеты продаются толстосумам по заоблачным ценам – однако выручка направляется на благотворительные цели, как правило, имеющие совершенно чёткую адресную направленность. Отчёты по такого рода событиям совершенно «прозрачны» и публикуются в прессе. А вот цены на билеты юбилейных гала-концертов, как правило, остаются в пределах разумного (достаточно вспомнить юбилей Джеймса Ливайна в нью-йоркской Метрополитен Опера); затраты на участие в концерте «звёзд» в данном случае компенсируются спонсорами.
Есть спонсоры и у нашей Филармонии: только у этого отдельно взятого концерта – шесть крупнейших компаний, не говоря уже о постоянных партнерах (их девять). Однако складывается впечатление, что дирекции Филармонии в лице её директора Ильи Черкасова (напомним, бывшего директора ФК «Зенит») не дают покоя «стадионные» суммы сборов. Хотя даже в футболе не принято забывать ветеранов – но, увы, бывшие солисты и музыканты оркестров, прослужившие в Филармонии всю свою творческую жизнь, почему-то на сей раз персональных приглашений не удостоились.
Питерские меломаны, впрочем, не унывают: они рассчитывают, что и на сей раз всё пройдет по «недогламурной» схеме, а именно: в день концерта дирекция, увидев катастрофическую незаполненность зала, всё-таки выбросит в продажу дешёвые входные билеты – а уж в зале обладатели заветных квиточков рассядутся по «многотысячным» креслам: ведь именитым музыкантам, кроме гонораров, нужны еще и горячие аплодисменты. Да и, по меньшей мере, странно будет выглядеть по телевидению (а трансляция пройдет по каналу «Культура») академический гала-концерт, проведенный перед залом, в котором телекамер больше, чем слушателей.
Александр Кириллов,
Фонтанка.ру