Слово «кризис» приобретает в русском языке магическую силу. Примерно такую, какой обладает слово «пиар». И тем, и другим, кажется, уже можно объяснить все - от действий правительства до стихийных бедствий, и от светских скандалов до финансовых успехов корпораций. А сочетание «кризиса» и «пиара», как выяснил корреспондент «Фонтанки», дает удивительно сильный, хотя несколько неожиданный, результат.
Слово «кризис» постепенно приобретает в русском языке поистине магическую силу. Примерно такую, какой уже давно обладает слово «пиар». И тем, и другим, кажется, уже можно объяснить все - от действий правительства до стихийных бедствий, и от светских скандалов до финансовых успехов корпораций. А сочетание «кризиса» и «пиара», как выяснил корреспондент «Фонтанки», дает удивительно сильный, хотя несколько неожиданный, результат.
Встретиться с петербуржцами, которые сегодня в знак протеста против массовых увольнений должны были съесть свои сберкнижки, из Москвы прибыл депутат Государственной Думы от «Единой России» Владимир Мединский. Вообще говоря, основной целью его визита было представление своей новой книги «Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана III Грозного» членам петербургского отделения Американской торговой палаты в России. Но, узнав об акции петербургских жертв кризиса, Владимир Мединский не смог упустить возможность встретиться и с ними.
Между тем, сберкнижка была съедена еще в полвторого дня на Большой Московской улице неподалеку от станции метро «Владимирская». Акцию организовал 23-летний выпускник небезызвестного своим высоким образовательным стандартом Гуманитарного университета профсоюзов Иван Святов. Окончив учебное заведение по специальности «Реклама», он работал промоутером небольшого зоомагазина и так же, как Владимир Мединский, подвизался на ниве пиара.
В частности, в августе этого года он, готовя одну акцию, на различных юридических сайтах проводил следующие консультации (орфография автора): «Здравствуйте! Я собираюсь провести пи-ар акцию для раскрутки одной малоизвестной рок группы. Эта акция будет основана на попытке самоубийства фаната, который, стоя на 10 м этаже, будет требовать на глазах у репортеров и млиции, что бы приехал его кумир.. После чего, приезжает его кумир, говорит, что никогда не игнорирует своих фанатов и прямо на улице поет под гитару свою песьню, специально для фаната.. ППоклонник кричит - Саша – ты лучший! И слезает с края балкона обратно. Все живы здоровы, хэпи энд. Все это потом освещается в газетах, на ТВ и радио. Песня спасла жизнь! Вопрос - какие последствия могут быть у подобной акции с юридической стороны? Штраф, общественные работы, срок может быть? Привлекут ли к ответственности человека, который хотел спрыгнуть с балкона, но не спрыгнул? p.s. 1. При условии, что лже-самоубийцой будет организатор акции».
Впрочем, на прямой вопрос корреспондента «Фонтанки», насколько успешно прошла эта акция, Иван Святов заявил, что ничего о ней не слышал и выразил уверенность, что его честное имя хотят опозорить некие провокаторы, которые специально подписали все сообщения в форумах тем адресом электронной почты, который умелый пиарщик указывает в своем резюме.
С августа прошло два месяца, грянул кризис, и он стал для Ивана Святова настоящим подарком судьбы. Его младший брат, получивший в Петровском колледже юридическое образование, 18-летний Александр в конце лета устроился в фирму «Альтаюр» (интересно, что, по нашим данным, государственному реестру юрлиц о такой компании ничего не известно). По заверениям самого молодого человека, никаких бумаг при поступлении на работу он не подписывал, поверив на слово, что договор с ним заключат после трех месяцев успешного сотрудничества.
Однако спустя месяц и восемь дней — о, всемогущий кризис! - его уволили. При этом, по словам Александра Святова, компания осталась ему должна, заплатив 10 тысяч рублей вместо 16 (его брат приводит иные цифры — 8 тысяч вместо 12). Несмотря на отсутствие каких-либо бумаг, молодой человек посчитал себя ущемленным в правах. Как молодой юрист оказался в столь сомнительной, с точки зрения права, ситуации — непонятно. Защитить младшего брата и взялся Иван Святов.
Он выглядел как настоящий народный трибун. В фиолетовой рубашке при галстуке и камуфляжной куртке-бомбере он потрясал кулаками, обличая пороки капитализма. «Я защищаю не только брата, мы выступаем за права всех молодых специалистов, всех, кто сейчас только начинает работать и готов пойти в любую кабалу только ради единственного шанса пробиться и сделать карьеру», - провозгласил он и трогательно закончил тем, что, поскольку у Александра Святова гастрит, сберкнижку он съест сам.
Устроившись на принесенном с собой стуле, Иван Святов расставил на столе термос, соль, кетчуп и возложил на тарелку документ. За его спиной с плакатами «Альтаюр, верни зарплату» и «Мы хотим по закону» (sic!) возвышались брат Александр с массивной челюстью и несколько отсутствующим взглядом и сочувствующая девушка Анастасия, с улыбкой принимавшая перед журналистами различные позы.
Фотокорреспонденты и телеоператоры окружили Ивана Святова сплошной стеной в несколько рядов, и это была живая иллюстрация к дискуссии о журналистской этике. Чья, собственно, сберкнижка исчезнет в его утробе, уже никого не волновало. Защитник обездоленных вгрызался в страницы, по просьбам фотокоров поворачивая сберкнижку обложкой или обильно поливая кетчупом, его помощники по команде приподнимали транспаранты, которые Иван Святов перекрывал спиной. Видно было, что страницы на пробу жестковаты, но активист умудрялся еще и непринужденно отвечать на вопросы, шутя, что они пахнут ванилью. Наконец, сберкнижка была съедена, и удовлетворенные журналисты разошлись.
А вечером два пиарщика, Иван Святов и депутат Владимир Мединский встретились в Американской торговой палате. Ивану Святову пришлось около 45 минут ждать, пока его старший коллега общался с пиар-менеджерами петербургских представительств крупных западных корпораций. О своей книге Владимир Мединский почти не говорил, сосредоточившись на том, чему должны посвятить себя деятели пиара в условиях кризиса — это нелюбимое чиновниками слово в узком кругу он произносил совсем легко.
Владимир Мединский призвал менеджеров обратить внимание на персонал собственных компаний — все равно пиар-бюджеты урезаны, да и о социальной ответственности по нынешним временам никто говорить не будет. Он заметил, что власть не хочет, чтобы люди вышли бить стекла на улицы, если их несправедливо уволят. «А офисные работники - люди умные, интеллигентные, они могут не только пойти в интернет в ЖЖ стонать, а на сайте трудовой инспекции жалобу написать», - предупредил Владимир Мединский. Далее из его слов выходило, что в таком случае государство не замедлит обрушиться на нарушителей всей мощью своего аппарата.
Это было почти похоже на то, что называется «кошмарить бизнес». Пиарщики приуныли, и кто-то из них заметил, что они сами первые в списке на увольнение. Владимир Мединский сразу нашел для них ободряющие слова, заметив, что если пиар-менеджеры последуют его инструкциям, то будут нужны своим компаниям, и никто их не тронет. Он даже дал конкретные советы — ходить, слушать о чем люди говорят в курилках, беседовать с недовольными. Если все же приходится увольнять по закону, то объяснить про биржу труда, рекомендовать сайты рекрутинговых агентств — главное, чтоб люди не впадали в панику, а занялись хотя бы просто рассылкой резюме.
Наконец, сообщив, что «ЕдРо» создает неформальное движение офисных работников, куда каждый «белый воротничок» может пожаловаться на притеснения со стороны работодателей (по почте vmeste@edinros.ru), Владимир Мединский нашел время и для Ивана Святова. Оказалось, что поскольку сейчас власть очень чутко реагирует на любые симптомы социального недовольства, а депутату доложили чуть ли не о марше поедателей сберкнижек, он и решил встретиться с активистом, который неожиданно оказался коллегой.
Так что неудивительно, что Владимир Мединский рассказом Ивана Святова был несколько разочарован. Да и профессия рекламщика Владимира Мединского не порадовала — он всячески ратовал за специальности реального сектора для молодежи. Заодно депутат поинтересовался, служил ли молодой человек в армии. Иван Святов в армии не служил. Зато хочет открыть свое дело. Это обстоятельство депутата обрадовало, потому что малое предпринимательство - это очень хорошо.
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру