Владимир Путин провел седьмую по счету «прямую линию». На этот раз – уже не как президент, а как глава правительства и лидер «Единой России». Процесс общения Путина с населением в этом году транслировался исключительно СМИ, входящими в холдинг ВГТРК: телеканалами «Россия» и «Вести», а также радиостанциями «Радио России» и «Маяк». По окончанию действа у обозревателя «Фонтанки» возникло стойкое ощущение дежа вю: подобный медийно-политический спектакль мы уже видели не раз.
Владимир Путин регулярно общается с гражданами страны в эфире ведущих СМИ, начиная с декабря 2001 года. И всякий раз организаторы очередной прямой линии отмечаются нововведениями техническо-организационного и концептуального характера. Например, в ходе самого первого сеанса общения президента с народом, состоявшегося восемь лет назад, расположенная в Москве центральная студия выходила на связь преимущественно с крупными российскими городами, в которых были установлены передвижные телевизионные станции. Уже в следующем году телемосты наводились между столицей и региональными центрами, а также селами и малыми городами.
Нынешняя прямая линия стала, пожалуй, самой необычной. Прежде всего, впервые процесс общения Путина с россиянами транслировался не «Первым каналом» и «Россией», а лишь массмедиа, относящимися к ВГТРК. Сложно поверить в то, что Кремль усомнился в идеологической устойчивости и политической грамотности «первой кнопки». Посмотрите любой эфир с Максимом Шевченко или Михаилом Леонтьевым – и все вопросы здесь отпадут. Скорее всего, недопущение «Первого» до эфира с Путиным вызвано какими-то глубинными и неведомыми нам с вами причинами.
Во-вторых, теперь Путин ответил на вопросы сограждан не как глава государства, а как премьер-министр и председатель «Единой России». Проще говоря – выступил как «национальный лидер», надежда российского народа и гарант стабильности в стране. Кстати, прямой эфир с Владимиром Путиным в этом году проводился в специальной студии в московском Гостином дворе. Там же проходили все последние съезды «партии власти». Еще одна отличительная особенность нынешней прямой линии – появление публики в телестудии. Определенную часть аудитории составили руководители общественных приемных лидера «Единой России» (к слову, через эти структуры граждане также могли задать свой вопрос Путину).
Да и вообще – случайных людей, как и следовало ожидать, в Гостином дворе не пришлось. Например, один из зрителей, обращаясь к премьеру со своего места, начал вопрос со слов: «Владимир Владимирович, Вы помните, мы с Вами за чашкой чая в Красноярске обсуждали проблемы партии "Единая Россия"...». Тут даже корреспондент, подносивший зрителю микрофон, заинтересовался и спросил: кто Вы по профессии, что пьете с Владимиром Путиным чай? Оказалось – мужчина, чаевничавший с Путиным, работает машиностроителем.
Как известно, никогда раньше главы правительства прямых линий не проводили и даже помыслить о такой медийной роскоши не могли. Более того: президент Дмитрий Медведев также пока не собирается общаться с населением в прямом эфире. Путин – дело другое. Прямые линии стали настоящим ноу-хау Владимира Владимировича, неотъемлемой составляющей его политического стиля.
И ей-богу: представить Путина без подобного информационного атрибута власти уже просто невозможно. Лидер нации, символ российской государственности, царь, если кому угодно, должен все знать и все слышать. А послушать есть кого. То старушка из Волгограда пожалуется на неправильно насчитанную чиновниками пенсию, то прапорщик – герой России попросит предоставить ему, наконец, российское гражданство, то девочка Катя из Смоленска обратится с просьбой подарить ей щенка от путинского лабрадора Кони. И всякий раз Владимир Владимирович, как самый настоящий царь-батюшка из сказок, внимает мольбам простого люда, все записывает, запоминает и принимает безотлагательные меры. И вот уже бабушке из города-героя на Волге почти вдвое увеличивают пенсию, прапорщику из Таджикистана дают заветное гражданство, а девочке Кате дарят щенка.
Без предновогоднего волшебства не обошлось и на сей раз. Так, в эфире специальной программы «Разговор с Владимиром Путиным» (в этом году вся акция проходила именно под таким названием) прозвучал звонок от девочки Даши из Якутии. Ребенок рассказал, что они с сестрой живут на маленькую бабушкину пенсию, а поскольку приближается Новый год, девочки хотят обзавестись красивыми платьями, как у Золушки. Путин внимательно выслушал Дашу, пригласил ребенка на елку в Москву, а заодно чуть пожурил девочку, заявив: «Хочу, чтобы ты подумала не только, что тебе нужно, но и что нужно твоей бабушке».
Постановщики всего этого медийного шоу не преминули возможностью повторить и другие нехитрые приемы телевизионно-политической режиссуры. Так, прямые включения из различных субъектов Федерации полностью соответствовали законам создания сценического произведения. Мизансцена всякий раз поражала своей безупречностью. Вот «картинка» из Северодвинска, с судоремонтного завода «Звездочка». Камера выдает живописнейший общий план: за многочисленной группой статных офицеров-подводников и специалистов-мастеров, выстроившихся полукругом, кипит работа – ремонтируется красавица-подлодка. Вот на связи Татарстан. Трансляция ведется из теплицы местного совхоза. Рядом с живой цепочкой из доблестных тружеников аграрного сектора чьей-то аккуратной рукой расставлены ящики с помидорами и прочими дарами природы – такими сочными и аппетитными, что кажется, будто ты видишь не телевизионные кадры, а полотно кисти голландского мастера XVII века. Сами работники совхоза напоминают массовку из кинокартины «Кубанские казаки». Все как один – опрятные, чистенькие, пышущие здоровьем. Репортер, ведущий телемост с Москвой, спешит заметить: «Здесь буквально на каждом, вы видите, белый халат или специальная одежда. Хочу вас успокоить - это не специально для этого эфира».
Еще одно прямое включение – из Нальчика. Здесь, оказывается, есть замечательная спортивная школа, где местные ребята с удовольствием занимаются восточными единоборствами. В том числе, самым актуальным и модным ныне спортом - дзюдо. Свой вопрос Путину задает олимпийский чемпион, облаченный в «фирменную» красно-белую форму российской сборной. Первым делом, спортсмен-олимпиец радостно сообщает премьеру: он является членом «Единой России».
Организаторы «Разговора с Владимиром Путиным» всячески старались придать своему действу как можно более живой характер. Действительно: в прямом эфире звучали вопросы на все самые «неудобные» темы. Здесь и судьба национальной валюты, и растущая инфляция, и высокие цены на бензин, и массовые увольнения работников в связи с мировыми событиями в финансово-экономической сфере. Словом, тема кризиса (вернее, его последствий для России) в ходе прямой линии табуированной не стала – не в пример выпускам новостей по государственному телевидению. Путин отвечал предельно четко и собранно, как всегда, поражая слушателей обилием цифр, воспроизводимых премьером по памяти. Естественно, все заявления Путина тут же попадали на ленты ведущих информагентств.
Некоторые вопросы, заданные «национальному лидеру», носили даже не злободневный, а почти что драматический - если не трагический – характер. Так ведущие прямой линии прочитали довольно лаконичное, но от этого не менее яркое СМС-сообщение, присланное пожилой женщиной из глубинки. «Эсэмэска» напоминала крик о помощи: «Путину. От Мухановой Надежды Петровны, пенсионерка, 68 лет. Пенсия - 3,5 тыс. рублей, а дрова - 10 тыс. рублей. Как жить?». «Как жить» - Путин сообразил не сразу. На мгновение он замолчал, и почему-то именно это мгновение показалось вечностью.
Остроты и злободневности прошедшему действу, пожалуй, хватало. А вот правдоподобия – нет. В течение трехчасового сеанса общения Путина с массами то и дело хотелось повторить известное восклицание К.С. Станиславского – «Не верю!». Особенно запоминающимся в этом смысле был вопрос от саратовского юноши, поинтересовавшегося, хватает ли у Путина времени и сил совмещать пост председателя «Единой России» с премьерской должностью. Вот, что оказывается, волнует нашу молодежь!
Наверное, в ближайший уикенд скептичная Марианна Максимовская расскажет нам в программе «Неделя» о закулисье подготовки прямой линии с Владимиром Владимировичем. Наверняка, корреспонденты «РЕН-ТВ» отыщут граждан, которым не удалось попасть за километровые милицейские кордоны и спросить Путина о том, что их действительно интересует. Может быть, нам даже покажут бумажки с заранее написанными текстами вопросов. К слову, то, что люди, общавшиеся с Владимиром Путиным, прошли определенную подготовку и воспроизводили заранее заученные фразы, было заметно невооруженным глазом. Каждый третий запинался, останавливаясь на несколько мгновений и, видимо, вспомнив зазубренный текст, затем продолжал свой вопрос дальше – с той же искусственной интонацией, с какой на детсадовском утреннике детишки оттарабанивают стихи.
Итак, очередной акт политического спектакля состоялся. «Национальный лидер» пообщался со своей нацией. А все недовольные, негодующие по поводу того, что им не дали напрямую обратиться к Путину, могут подождать до следующего декабря. Что-то мне подсказывает: Владимир Владимирович еще не раз выйдет на связь с народом.
Сергей Ильченко-мл.
"Разговор с Владимиром Путиным": Не верю!
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ