В первый день нового года наступит долгожданное для отечественных страховщиков событие – Россия вступает в соглашение «Зеленая карта» (Green card). Однако для большинства петербуржцев, выезжающих в Европу на своем автомобиле, это повлечет почти двукратное увеличение расходов на страховку. Преимущества не столь существенны – обслуживание на русском языке и осознание, что их деньги достались российской компании.
«Зеленая карта» – международное соглашение о страховании автогражданской ответственности и о взаимном признании полисов. Оно появилось в 1953 году, но Россия на сегодняшний день остается единственной страной Европы, которая в нем не участвует.
Паны дерутся, холопы – платят
Страховщиками по Green Card могут выступать только компании из стран, участвующих в международном соглашении. В настоящее время отечественные фирмы осуществляют исключительно роль агентов – продают полисы преимущественно польских и болгарских страховщиков. С 1 января для въезда в Старый свет (ту же Финляндию) нужно будет купить и гордо предъявить свою, российскую «зеленую паспортину» – полис от отечественной страховой компании.
Тарифы пока не утверждены – проект рассматривается Федеральной службой страхового надзора. «Они разрабатывались на основании анализа статистики по убыткам, предоставленной зарубежными страховщиками и российскими специалистами, – поясняет Гаянэ Календжян, директор Центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, СК «Русский мир». – Российские страховщики после вступления в систему «Зеленая карта» будут самостоятельно регулировать убытки и производить выплаты по страховым случаям. Но если в России сейчас максимальная выплата по ОСАГО составляет 160 тысяч рублей (на одного пострадавшего) и 240 тысяч рублей (при нанесении вреда имуществу), то за рубежом суммы выплат могут составлять миллионы евро, особенно если речь идет о нанесении вреда жизни и здоровью человека. Урегулирование убытков происходит в соответствии с законодательством той страны, где произошло ДТП. Пострадавшему оплачивается все, включая инвалидность, пенсию и моральный ущерб, поэтому во многих странах выплаты по Green Card даже не имеют ограничений».
По предварительным данным, для владельца легкового автомобиля единая для всей «зеленой территории» страховка на 15 дней будет стоить около 34 евро, для грузовика - 57 евро и 97 евро для автобусов.
Одна по цене двух
На первый взгляд предлагаемые тарифы мало отличаются от действующих. Сейчас Green Card – «вездеход» (для всех стран) продается за 29-30 евро (легковой автомобиль, 15 дней пребывания). Однако для отдельных стран у многих страховщиков установлен особый тариф – для Финляндии, Швеции и Норвегии – 17-20 евро, Восточной Европы (включая Эстонию, Польшу и т.д.) – 14 евро. С 1 января эти «суверенные» тарифы упраздняются – нужно будет покупать единую «карту» за 34 евро. В особую льготную категорию попадают только три страны СНГ – Украина, Беларусь и Молдова, для поездок в которые полис для легковушки обойдется всего в 12 евро за 15 дней.
В итоге, для большинства петербуржцев, выезжающих в сопредельные Финляндию или Эстонию, стоимость полиса увеличится в два – два с половиной раза! В чем же выгода? Что получит простой россиянин от присоединения нашей страны к международной системе?
Опрошенные страховщики указывают на усовершенствование механизма урегулирования убытков. Например, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) будет создан специальный колл-центр для решения вопросов с выплат и получения компенсации по «зеленым картам». А значит, обслуживаться наши граждане будут на русском языке. Директор управления автострахования компании «Росгосстрах-Северо-Запад» Дмитрий Синишев апеллирует к патриотическим чувствам – уплаченные за полис деньги получат отечественные компании и национальный бюджет.
Есть еще одно весьма спорное преимущество – валютный курс. Как пояснила Гаянэ Календжян, тарифы будут установлены в рублях. Учитывая ожидаемую девальвацию российской валюты, нельзя исключать, что уже через полгода полис будет стоить не 34, а 25, а может и 20 евро. Но тогда у страховщиков возникнут серьезные проблемы с выплатами в пользу пострадавших от российских автовладельцев – платить надо будет в евро, стоимость которых существенно возрастет. Отвечать в случае нарушения обязательств вынужден будет РСА.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Патриотизм ОСАГО – дорогое удовольствие
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ