Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Пайщики на бобах

Пайщики на бобах

533
fmimg.finmarket.ru

В Октябрьском районном суде Петербурга будет объявлен приговор по громкому делу о мошенничестве топ-менеджеров Потребительского общества «Альтернатива», действовавшего по принципу пирамиды. Четыре года длилось следствие. На скамье подсудимых почти весь руководящий состав «Альтернативы» во главе с председателем правления Дмитрием Щербаковым.

9 декабря в Октябрьском районном суде Петербурга будет объявлен приговор по громкому делу о мошенничестве топ-менеджеров Потребительского общества «Альтернатива», действовавшего по принципу пирамиды. Четыре года длилось следствие, и, кажется, развязка близка. На скамье подсудимых почти весь руководящий состав «Альтернативы» во главе с председателем правления Дмитрием Щербаковым. Гособвинитель попросил им от 8 до 10 лет лишения свободы. Впрочем, сам приговор не дает вкладчикам уверенности в том, что они когда-нибудь получат свои деньги.

«Дело Щербакова и других»

«Тайный советник» впервые написал о преступной деятельности этой организации еще в 2004 году. «Альтернатива» занималась кредитованием граждан, поставками компьютерной техники, продуктов питания, автомобилей. И покупкой жилья для пайщиков. Работа строилась по принципу жилищно-накопительного кооператива. Каждому пайщику обещалось жилье с 10-процентной скидкой. Солидный офис в центре города, улыбчивые менеджеры в дорогих костюмах, приемная депутата Госдумы по соседству действовали на людей гипнотически.

Председатель правления «Альтернативы» Дмитрий Щербаков незадолго до своего ареста (по заявлению одной из потерпевших было возбуждено уголовное дело по статье 159 - «мошенничество») побывал в редакции «Тайного советника», охотно откликнувшись на просьбу об интервью. Держался раскованно и даже весело. Говорят, и на суде он также не грустит, лучась оптимизмом.
- На своем посту я должен быть максимально циничным человеком, - сказал тогда нам Дмитрий Щербаков. - Там, где речь идет о деньгах, не может быть никаких личных взаимоотношений.

А «запланированные риски», по словам Щербакова, существуют в любом потребительском обществе. «Альтернатива» здесь не исключение. Так что, сделал вывод Щербаков, пострадавшие пайщики просто не знают, что стали своего рода «выбраковкой». Уже во время обыска на съемной квартире Щербаков радостно заявил: «Я человечину не ем!»

В судебных повестках, которые получают потерпевшие пайщики, так и пишут: «по делу Щербакова и других». Кроме него под судом находятся еще семь человек - Антон Калошин, Евгений Иванов, Сергей Савинцев, Алексей Харитонов, Борис Гевриц, Виталий Семенов и Анна Хомченко. Все они обвиняются в мошенничестве в особо крупных размерах.

К слову, Алексей Харитонов был осужден за вооруженное разбойное нападение на автозаправку. А после того, как задержали Щербакова, Харитонов сбежал, но был пойман, когда пытался ограбить зал игровых автоматов во Всеволожске. Борис Гевриц был осужден за убийство на 12 лет с конфискацией, но попал под амнистию. Антон Калошин получил второй десятилетний срок за разбой, но был помилован по президентскому указу. Евгений Иванов получил 8 лет колонии за убийство, но был выпущен досрочно. А сам Дмитрий Щербаков дважды привлекался к уголовной ответственности - сначала за кражу, а потом за хищение госсобственности в крупных размерах и незаконное хранение оружия. Получил 9 лет с конфискацией имущества. В 1999 году был освобожден условно-досрочно. Вот так «по доброте душевной» нашего правосудия эти люди получили возможность собраться ради нового общего дела.
Впрочем, сам господин Щербаков считает, что против него идет спланированная акция «оборотней в погонах».

«Меня это уголовное дело совершенно не волнует, так как все там проплачено одним полковником милиции, который покупал с нашей помощью квартиру, а теперь хочет забрать все деньги «Альтернативы». Но я уверен, что я это дело выиграю», - заявил перед арестом Щербаков. Что именно он «выиграет», будет известно 9 декабря.

Жертвы «запланированных рисков»

Человеческие трагедии не поддаются никакому описанию. Жизненный крах пережили более ста семей! В числе пострадавших - многодетные семьи, матери-одиночки (одна из них даже была вынуждена пойти служить в армию по контракту и сейчас проходит службу в Северной Осетии), старики…

Татьяна Лебедева отдала 494 тысячи рублей на покупку комнаты для сына, который женился. Спустя полгода, поняв, что обещанной жилплощади ей не видать, она подала иск в гражданский суд. Но в Василеостровском суде иск у нее не приняли: мол, есть уголовное дело, вот пусть и разбираются.

Николай Грицай с семьей - женой, дочкой и двумя внуками - четыре года назад приехал в Питер из Донецка Ростовской области.
- Я шахтер. В Петербург переехал из-за внуков, здесь они могут получить хорошее образование, да и жизненные перспективы другие, нежели в нашем городишке, где всего 35 тысяч жителей.

Грицай отнес «Альтернативе» 8 тысяч долларов, надеясь приобрести две комнаты в коммуналке. Сейчас он снимает квартиру за 25 тысяч рублей.

- Я работаю электромонтажником, все деньги уходят на аренду, - говорит он.
Пенсионерка Светлана Свирельщикова, отдавшая «Альтернативе» 30 700 долларов, работать больше не может, здоровье не то. Поэтому вся ее надежда теперь на родственников. Но те от бездомной родственницы не в восторге. Поэтому на старости лет Свирельшикова вынуждена мыкаться по углам. Одно время она жила в коридоре офиса «Альтернатива» в бизнес-центре на Сенной площади. Приходила утром, доставала из сумки клубок с нитками и вязала носки под носом у аферистов.

- Нас просто сдали, - говорят пайщики. - Мы никому не нужны. Ущерб, по версии следствия, оценивается в 36 миллионов долларов. Но мы склонны полагать, что речь идет о гораздо большей сумме. Просто огромная часть средств не доходила до банковских счетов, а оседала в карманах не известных нам людей.

По неофициальным данным, за два года активной деятельности кооператив собрал около 90 миллионов долларов....

Скорее жив, чем мёртв

Пайщик Николай Григорьев все эти годы проводил свое собственное расследование.
- Главные преступники на свободе, - уверен он. - Щербаков и компания - это исполнители, а настоящих организаторов скрывают от нас всеми силами.

Григорьев прошел все круги ада. Продав комнату в коммуналке, он отнес 680 тысяч рублей «Альтернативе», веря в то, что она купит ему однокомнатную квартиру. Оставшись на бобах, Григорьев превратился в бомжа. Полгода он жил в магазине у друзей. Потом каким-то чудом удалось сделать регистрацию в подвале общаги в Тосно и устроиться на работу в строительную фирму.

- Сегодня я снимаю жилье, - говорит Николай Григорьев. - Все, что мне пока удалось выбить по суду из «Альтернативы», это 6400 тысяч рублей.

Григорьев подал на «Альтернативу» гражданский иск о возмещении материального ущерба. И выиграл его! Какой кровью ему это удалось - разговор отдельный. Но тогда казалось, можно трубить победу, ведь Григорьев создал своего рода прецедент в этом деле. Из 113 пайщиков, признанных официально потерпевшими, только Григорьев и еще два человека смогли добиться такого судебного решения. Но получить деньги Григорьев не может до сих пор - скоро исполнительному листу исполнится три года.

- Судебные приставы делали все для того, чтобы я не увидел эти деньги, - уверен Николай. - Сначала приставы прислали в банк письмо с неправильным расчетным счетом «Альтернативы», сделав ошибку в одной цифре. А потом не указали место моего жительства. Банк возвращал им документы, но приставы не сделали ничего, чтобы исправить свои ошибки.

Григорьев считает, что эти манипуляции были не случайны - мол, прослеживается заинтересованность «неких лиц», которые не хотят, чтобы деньги со счетов «Альтернативы» перекочевали обратно к пайщикам.

- Прокуратура пишет, что у «Альтернативы» только один расчетный счет, на который поступали все средства, - рассказывает Григорьев. - Я обнаружил два счета, и думаю, что это не предел.

Николай Григорьев не раз направлял в городскую прокуратуру письма, в которых указывал на неточности, допущенные во время расследования. Но все его воззвания просто игнорировались.

Григорьев, кстати, уже ничему не удивляется. Недавно выяснился поразительный факт.
- В справке ГБР я значусь умершим, - говорит Николай Григорьев. - Постоянная регистрация в доме на Рыбацком проспекте закрыта «в связи со смертью» в 2002 году…
Григорьев выписался из этого адреса в 2004 году, когда продал комнату. Но теперь выходит, что к моменту заключения договора с «Альтернативой» Григорьев был формально мертв. А какие могут быть расчеты с «покойником»?

- В ГБР мне мою «смерть» не объясняют, говорят, что не положено, - разводит руками Григорьев.

Ирина Молчанова.

Материал читайте в газете "Ваш тайный советник" от 1 декабря

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях