Участником петербургского форума молодых журналистов стран СНГ стала дочь президента Казахстана Дарига Назарбаева. Сейчас она возглавляет Конгресс журналистов этой страны, «Нурбанк» и главную политическую партию Казахстана. В интервью «Фонтанке» Дарига Нурсултановна, которую многие прочат в преемники отца, рассказала о своем взгляде на проблемы постсоветского пространства. Разговор состоялся в золотой кладовой Эрмитажа...
Одним из событий минувшей недели для Петербурга стал форум молодых журналистов в Эрмитажном театре, на который собрались молодые акулы пера из стран СНГ. Его активным участником стала дочь президента Казахстана Дарига Назарбаева — глава Конгресса журналистов этой страны, глава «Нурбанка», глава главной политической партии Казахстана. В интервью «Фонтанке» Дарига Нурсултановна, которую многие прочат в преемники отца, рассказала о своем взгляде на проблемы постсоветского пространства. Разговор состоялся в золотой кладовой Эрмитажа...
Дарига Нурсултановна, почему вы решили приехать на этот форум? Вы не производите впечатления человека, у которого много свободного времени.
Ашот Егишеевич (Ашот Джазоян - генеральный директор «Евразия медиа-центра» - М. Г.) - мой давний друг. Я очень уважаю этого человека за его активную работу в самых разных сферах, в том числе и в области журналистики. Он собирает вокруг себя журналистов и журналистские общественные организации СНГ. Мы с ним познакомились примерно десять лет назад, когда я приехала к нему с идеей проведения Евразийского Медиа Форума в Алматы. Он должен был быть нацелен на диалог Запад-Восток, такая стояла задача. Тогда он оказал мне неоценимую помощь и поддержку. Поэтому, когда он меня пригласил в Петербург, то мне захотелось приехать. Во-первых, его поддержать. Во-вторых, было интересно посмотреть на молодых журналистов из разных республик. Послушать, о чем они говорят, как они рассуждают, что нового происходит.
Тем более, что тема дискуссии была та же — о диалоге Востока и Запада, евразийском пространстве.
Да, это тема, которой я сама занимаюсь, которая стала основой для моей докторской диссертации. Я писала о демократизации политических систем в новых суверенных государствах. Это все мне знакомо, и было интересно. Скажу честно, пришлось даже понервничать сегодня. Меня расстроило, что определенная часть молодых журналистов так безапелляционно ставит крест на прошлом своих родителей. И ничего о нем не знает.
Говорят, что «нам это не нужно»?
Что это не нужно, а о Советском Союзе им вообще мало что известно.
Это не подрывает ваш оптимизм в отношении судьбы СНГ?
Я думаю, что все это по молодости. Молодость, как известно, болезнь, которая неизбежно проходит. Может быть, после этой конференции они будут больше интересоваться историей. Хотя бы своего государства. И, возможно, будут не так категоричны в своих дефинициях.
Но может ведь случиться так, что для растущего в республиках СНГ нового поколения общее прошлое наших стран действительно уже ничего не будет стоить.
Вы знаете, с этим нужно что-то делать. Нельзя плыть по течению, просто потому, что так складывается ситуация. Мне кажется, необходимо повышать уровень знаний по истории Советского Союза. На мой взгляд, сегодня нет серьезной научной литературы на данную тему. Остались книги и учебники пропагандистского толка, изданные еще в советское время. И более поздняя литература, дискредитировавшая этот период. Все его плюсы и минусы были смешаны в одну кучу, и вываляны в грязи. Сейчас же образовался информационный вакуум — глазами современного человека заглянуть в недалекое прошлое довольно проблематично. Нужен новый взгляд, новый подход, новые оценки, свободные от пропагандистской суеты и пристрастия. Мы вместе пережили то время, мы в нем уже ничего изменить не можем. Но мы в состоянии с уважением отнестись к нашей общей истории, извлечь полезные уроки хотя бы потому, что наши деды и отцы жили и творили в это время, проливали кровь на войне во имя нашего будущего, во имя идеалов, на которых были воспитаны и которым свято верили. За последние годы мы, пожалуй, вытащили на свет божий все самые темные страницы нашей общей истории, и потому все с большим недоверием начали смотреть друг на друга. Уверена, что теперь наступило время «собирать камни», не разрушать, а строить новый прочный фундамент нового общего дома. Без взаимного уважения и доверия такой дом не построить. Это и есть, на мой взгляд, одна из ближайших задач СНГ. Информационное поле наших государств разорвано, но пока его объединяют российские СМИ. Именно они должны играть одну из ключевых ролей в этом созидательном процессе.
Во многих республиках СНГ историю сейчас активно переписывают.
Недаром историю иногда называют «наукой легкого поведения». Все зависит от автора, от поставленной задачи и от того, кто оплачивает заказ. В Казахстане тоже есть авторы, которые утверждают, что именно казахи «есть соль земли», и чуть ли не вся цивилизация континента Евразия от них произошла. Такое тоже есть. К счастью, этих «откровений» у нас немного.
Вы действительно считаете, что Россия должна быть лидирующим партнером в союзе?
Конечно. И от её позиции многое зависит. Многие задачи, которые могли быть реализованы на пространстве СНГ, не решены до сих пор, в том числе и по вине самой России.
Реально ли безвизовое пространство с единой валютой на территории СНГ?
Ну а чем это плохо? Ведь нам с вами это только значительно облегчит жизнь. Руководство СНГ должно работать ради создания для своих граждан максимально благоприятных условий для свободного передвижения людей, товаров, услуг. Казалось бы, самая простая задача. Хотя изначально СНГ, конечно, создавалось вовсе не как интеграционное объединение. Просто от него ждут несвойственных ему функций.
Тема, от которой уйти невозможно при обсуждении СНГ — конфликт Грузии с Россией. Молодые журналисты из некоторых стран на форуме возмущались, что «страны СНГ не остановили нападение России на Грузию».
Я даже не считаю нужным отвечать на эти глупости. У нас есть только большое сожаление, что это произошло. Конечно, Грузия начала этот конфликт, она его спровоцировала.
Вы говорили на форуме, что Михаил Саакашвили вряд ли принес народу Грузии много пользы, покинув СНГ.
Думаю, что это так. Это был демарш, рассчитанный на внешний эффект. Но как этот серьезный шаг отразится на жизни его граждан, президент Грузии не подумал. Рынок СНГ практически брал на себя решение части социально-экономических проблем этой замечательной страны. Это и безвизовый режим, свободное передвижение людей, рабочие места и т.д. Теперь, к сожалению, жизнь наших грузинских братьев осложнится.
Вы же глава Конгресса журналистов Казахстана. Много обсуждается, как должны были работать СМИ в ситуации этого конфликта. Участвовать в информационной войне, просто давать всю информацию...
Я думаю, что в этой ситуации, в которой до конца еще не разобрались, не поняли сути происходящего, нужно было соблюдать нейтралитет. И не провоцировать, не обострять конфликт дальше. Не бередить кровоточащую рану. На самом деле, это вечная тема для дискуссий среди журналистов — работа в зоне конфликтов, там, где происходят военные столкновения. Журналист, конечно, хочет рассказать правду, как он её видит, но надо помнить, что правда – понятие спорное и вечно ускользающее. Она всегда где-то «между». Всякий журналист - живой человек, и он неизбежно выносит на публику и свои эмоции, и свой личный опыт. Иногда не задумываясь о последствиях. Может быть, современные журналисты просто недооценивают свою роль, то воздействие, которое они оказывают и в глобальной политике, и в политике на национальном уровне, в межгосударственных отношениях. Ведь именно они создают информационную среду, где формируется общественное мнение, отношение к тому или иному событию. От того, насколько журналист честен, насколько он глубоко изучил материал, очень многое зависит. Но сегодня журналистика отличается легковесностью, она очень поверхностна. Один автор в течение дня может освещать самые разные события. Такой вот подозрительный универсализм…
Особенно в информ-агентствах и на телеканалах.
Печатным СМИ в этом плане конечно проще — есть какое-то время подумать. А телевидение… тут же все идет с листа, с пылу, с жару. Нужно дать яркую броскую информацию, и людям порой некогда думать, к чему это может привести.
То есть вы рекомендуете осторожность и нейтралитет в этом случае?
Осторожность нужна во всем. Даже в отношениях с собственными друзьями и детьми. А уж что говорить о межгосударственных отношениях. Судить о том, какой должна быть политика Грузии и России, как себя в этой ситуации вести — вопрос архисложный. Конечно, нам хочется, чтобы не было конфликтов, чтобы братские народы не воевали, чтобы не лилась кровь.
Наверное, это правило применимо и экономическому кризису, и к тому, как о нем должны писать журналисты.
Сложно ответить. Я когда-то читала про мировые экономические кризисы в учебниках по истории и экономике и, конечно, не предполагала, что наша действительность повергнет нас в такую же ситуацию. Мне кажется, сегодня очень многие растеряны и не знают, что делать. Журналисты, конечно, в первую очередь. Они просто плывут по течению и просто транслируют то, что сказали эксперты, и хоть что-то соображающие в этом темном предмете люди.
Кстати, как Казахстан переживает кризис?
Непросто. Банки резко сократили кредитование экономики, появился страх. Проблемы с ипотечным кредитованием, большие внешние долги, которые нужно выплачивать. В целом, среди населения есть тревожные ожидания. Но сейчас правительство объявило, что каждый вклад человека в банках до 5 миллионов тенге гарантируется государством. Это около 40 тысяч долларов. Государство намерено выкупить акции в 4 крупных банках, выделяются средства на поддержку малого бизнеса. В целом, спад экономики, конечно, есть. Мы это особенно ощущаем по рекламному бизнесу — тут спад до 15-20 процентов. Сокращается производство, есть увольнения. В общем, Казахстан переживает то же, что и весь остальной мир.
У вас больше частных СМИ или государственных?
Частных. У нас достаточно много серьезных частных СМИ.
А есть ли проблемы со свободой СМИ?
Конгресс журналистов и журналистские организации Казахстана, которые объединились, создали свой проект закона о СМИ. Но он пока не принят, боремся. По крайней мере, нам обещают услышать нас, и внести поправки в достаточно жесткий действующий закон.
Говорят, у вас какие-то проблемы с блогом «Живой журнал». Вроде как главный провайдер интернета Казахстана закрыл доступ к нему для жителей страны.
По этому вопросу не имею никакой достоверной информации. Однако твердо убеждена, что Интернет «перекрыть» нельзя. Думаю, всегда найдутся способы обойти любые барьеры и быстро найти нужную информацию. Лишь бы эта информация была честной и объективной… Надеюсь, такие понятия, как честность и объективность, никогда не выйдут из моды.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру