В российский прокат вышел долгожданный «Квант милосердия» - 22-й фильм в 46-летней истории бондианы. В России фильм стартует на неделю позже, чем в Великобритании (там он уже успел перекроить рекорды проката), но зато на неделю раньше, чем в США. Неизменный интерес к супергерою, спасающему мир, подтверждает - Бонд по-прежнему живее всех живых.
6 ноября в российский прокат вышел долгожданный «Квант милосердия» - 22-й фильм в 46-летней истории бондианы. И хоть в России «Квант…» стартует на неделю позже, чем в Великобритании (там он уже успел перекроить рекорды проката), зато на неделю раньше, чем в США.
После громкого успеха предыдущей картины «Казино «Рояль», явившей миру нового исполнителя роли агента 007 Дэниела Крэйга и собравшего в мировом прокате рекордные 593 миллиона долларов, стало ясно: продюсер Барбара Брокколли откопала золотую жилу. А ведь еще недавно казалось, что бондиана скисает. Пирс Броснан в роли агента 007 не просто приблизился к пенсионному возрасту, а заштамповался и наскучил, как и сама история, написанная когда-то Яном Флемингом. Нужно было либо сворачивать проект, либо найти иную фишку, на которую повелись бы бондоманы. Поэтому «Казино «Рояль», 21-й фильм бондианы, вышедший в 2006 году, стал чистым листом в знаменитой франшизе. Изменилось буквально все: Бонд стал совсем другим человеком, кому не чужды слабости, ошибки, кто может не просто поматросить с очередной красоткой, а всерьез влюбиться, и, потеряв возлюбленную, предаться всепобеждаюшему чувству мести, забыв, что вообще-то ему по долгу секретной службы полагается спасать мир!
Спустя два года история продолжается в «Кванте милосердия». Причем, продолжается в прямом смысле – впервые за почти полвека новый фильм вытекает из предыдущего. Действие «Кванта…» начинается спустя 15 минут после окончания истории, рассказанной в «Казино «Рояль». Потеряв свою драгоценную Веспер, Бонд и его прямая начальница М (Джуди Денч) жестко допрашивают мистера Уайта, от которого узнают, что шантажировавшая Веспер Организация куда разветвленней и опаснее, чем можно предположить. Следы Организации привели Бонда на Гаити, где он знакомится с Камиллой (в этой роли снялась уроженка города Бердянска, экс-модель, а ныне восходящая киностар Ольга Куриленко), которая тоже пылает жаждой мести. Ведь на ее глазах в детстве злобный генерал Медрано зверски вырезал всю ее семью. С помощью загорелой красавицы агент 007 выходит на Доминика Грина (Матье Амальрик) – мультимиллионера, явно не последнего человека в Организации. Скитаясь по белу свету (Австрия, Италия, Южная Америка – съемки одна красивей другой!), Бонд узнает о заговоре Грина и генерала Медрано, задумавших установить контроль над мировыми запасами нефти. И все бы у мафиози сладилось, не попадись на пути мстительный агент 007 со своей драчливой подружкой…
Интересно, что «Квант милосердия» у Яна Флеминга - всего лишь небольшой рассказ. В нем Бонд, находясь на Ямайке, слушает историю об отношениях, которые катятся в бездну, потому что двое так и не смогли найти нужный «квант милосердия». Так что продюсеры позаимствовали лишь название, а дальнейшую историю дофантазировали сами. Кстати, о названии фильма. В беседе с нашим обозревателем в Москве Ольга Куриленко настойчиво просила заметить, что solance – в переводе с английского означает, скорей, не «милосердие», а «утешение». Именно «утешение» становится компасом Бонда и Камиллы: оба жаждут отомстить за своих близких и тем самым хоть немного утешиться…
Новый Бонд оставляет горы трупов по всей планете, выходит из-под контроля и даже лишается доверия Секретной разведслужбы Великобритании МИ-6 (в какой-то момент за Бондом гоняются уже свои, британские шпионы!). Неуловимый мститель не успокаивается, пока не сжигает врагов в чилийской пустыне, а затем добирается и до ныне футбольной Казани, где находит своего заклятого врага в… общаге. Новый Бонд сконцентрирован на мести настолько, что ему даже не с руки с шиком-блеском произнести свою коронную фразу: «Бонд. Джеймс Бонд». Вместо водки с мартини, стремясь забыться, глушит какую-то адскую алкогольную смесь, да еще в сумасшедших дозах – шесть коктейлей подряд. И что совсем уж непростительно: красотку Камиллу с ее 90х60х90 не тащит в постель, видя в ней лишь коллегу-мстителя.
Такой Бонд не мог не вызвать споры. Не будем забывать, что для Великобритании Бонд – герой поистине сказочный, гордость нации. Элегантный красавец, рыцарь без страха и упрека, не устающий разбивать женские сердца. Да и во всем мире само имя «Бонд» давно стало нарицательным. Когда вы говорите «Бонд», то подразумеваете эдакого плейбоя, пьющего водку с мартини, умеющего быстрей других выхватить пистолет или другие шпионские штучки…
В «Казино» и «Кванте» же Крэйг отходит от стереотипа. Обладатель брутальной внешности, он совсем не кажется «красавчиком». Слегка неотесан, даже грубоват, в меру ироничен… И главное, Бонд страдает и кручинится! Между прочим, некоторые литературоведы утверждают, что изначально Флеминг видел Бонда именно таким, будучи далеко не всегда доволен экранными версиями агента 007. Таким образом, продюсеры убили двух зайцев: и к истокам образа вернулись, польстив тем самым настоящим бондоманам, и нынешнюю тенденцию уловили: сейчас уже не прокатит «просто супергерой», без пятнышка. Современному зрителю стал ближе «свой парень», именно такой герой явился нам в «Темном рыцаре» (последнем Бэтмене), «Человеке-пауке», «Борне». На этом фоне Бонд не мог оставаться белой вороной…
Великолепный Шон Коннери, ироничный и язвительный Роджер Мур, серьезный Тимоти Далтон, красавчик Пит Броснан – все их Бонды, хороши были или не очень, остались в истории. Дэниел - другой. В свои 40 Крэйг считается в Великобритании одним из лучших в своем поколении актеров театра, кино и ТВ. Он хорошо смотрится в смокинге от Тома Форда, но также идеально выглядит у стойки пивного бара в черном поло. Прежними Бондами восторгались и восхищались, как сказочными героями, нынешнему начинаешь сочувствовать, в его реальное существование начинаешь верить…
Этому способствует и стиль режиссера Марка Форстера (он совершил первое погружение в бондиану, его прежние картины «Бал монстров» и «Волшебная страна» были сделаны совсем в иной стилистике), который демонстрирует предельную натуральность и пристальное внимание к деталям, благо выросший бюджет (230 миллионов долларов против 150-ти в «Казино…») позволяет тратить деньги красиво и с пользой для дела. Даже самый мимолетный эпизод снимается по нескольку дней. Девушка, облитая нефтью и лежащая на белых простынях, снимается аж два дня. Что уж говорить об автомобильной погоне, на которую ушло три недели, чемодан «зеленых» миллионов бюджета и несколько угробленных шикарных машин «Астон Мартин». Реальный самолет «Дуглас» пережил вторую мировую, но не уцелел на съемках. Чтобы запечатлеть погоню по крышам Сены, решили поменять на десятках домов черепицу и укрепить крыши, чтобы они не провалились под актерами во время погони… И так во всем, даже если дороговизна и детализация не бросается в глаза… Впервые съемки проходили в шести странах по всей планете, Великобритании, Панаме, пустыне Атакама в Чили, в городах Сиена и Каррара и на озерах Гарда и Фонтебланда в Италии, а также в австрийском Брегенце и Сан-Фелипе в Мексике.
Весь этот размах лишний раз говорит о том, что создатели бондианы, не скупясь на затраты, верят в нового Бонда, считая, что именно такой герой как нельзя лучше соответствует нашему времени. Да, не всем поклонникам прежней бондианы эти метаморфозы по нраву, и на головы Брокколи, Форстера и Крэйга уже обрушился камнепад критики. Но критиканы никак не могут понять, что прежнего Бонда уже не вернуть, а Крэйг пришел в проект всерьез и надолго. И теперь вся проблема в том, удастся ли и в новых сериях приключений агента 007 добиться золотой середины между старым и новым, между героическим и прозаическим в образе все еще великого, но уже почти родного Джеймса Бонда.
Михаил Садчиков-младший,
Фонтанка. ру