То, о чем уже давно говорили специалисты и что до поры чувствовали лишь работники финансового сектора, начинает постепенно доходить и до остальной части т.н. среднего класса, представители которого больше всех приобрели в период роста ВВП и строительства вертикали власти. Оказалось, что незыблемый офисный мир, не так уж незыблем, а умение долго смотреть в монитор в кризисной ситуации не относится к наиболее востребуемым или, по крайней мере, высокооплачиваемым.
Уже который день среди наиболее цитируемых записей в личных дневниках российских интернет-пользователей находится запись «кризис для среднего класса». Автор этой записи, относя себя к тому самому классу, перечисляет, на какие меры придется пойти в сложившихся обстоятельствах (стиль и орфография сохранены):
- придет всякое говно. Вроде американской говяжьей печени, окороков и польской ветчины консервированной
- мы станем чаще использовать масло подсолнечника, а не дорогое оливковое. Ну то есть сначала мы на нем будем жарить. А потом и в салат.
- дорогим окорокам и хамону (по праздникам и выходным) мы тихонечко предпочтем колбасу
- мы вообще станем чаще есть дома, поэтому сначала мы станем реже ходить в рестораны среднего уровня.
- в Египет, а не на Сейшеллы
- vip пакет на КАСКО заменим на "эконом"
- перестанем выбрасывать "некончившиеся" флакончики с надоевшими духами
- покупать к каждому Египту (про Сейшеллы забыли) новый купальник
Пользователи российской блогосферы оставили автору множество комментариев в духе «совсем зажрались», «наконец-то москвичи на своей шкуре все почувствуют» и «что такое хамон?».
В то же время, оставив, наконец, в покое московский «зажравшийся офисный планктон», любопытно посмотреть, как скорректирует свои потребительские привычки «более средний класс».
Безусловно, первыми пострадают продукты питания класса «люкс», неоправданно дорогие «настоящие фермерские колбасы из Франции», которые в самой Франции стоят раз в десять дешевле. Те, кто привык есть хамон по цене в три раза выше, чем в Испании, тоже призадумаются.
Многие вспомнят, что сок сегмента «премиум» не на 50% вкуснее, чем аналогичный из соседнего сегмента, а вкус чая в пакетиках, как правило, трудно различается вообще, вне зависимости от того, кем и где этот чай произведен.
Реже станут ходить в рестораны. Больше по случаям и праздникам. Наконец, среднеклассовый петербуржец поймет, что кусок сырой рыбы на комке риса не может стоить столько, сколько за него просят в расплодившихся японских заведениях. Даже если этот кусок принесут с поклонами и назовут это церемонией.
Пить меньше средний класс не станет. Но вместо односолодовых виски перейдет на более простые купажированные, а те, кто предпочитают водку, будут пить сорта, не столь изящно упакованные и не «трижды очищенные через березовые угли с золотым фильтром». То же – и с вином. На смену французским и итальянским придут чилийские и южноафриканские. Впрочем, хорошее дорогое вино все равно будут пить. Но реже.
Разные мнения существуют насчет заграничных путешествий. Но то, что их количество сократится, говорят все. Те, кто ездил отдыхать летом, зимой и вдобавок прихватывал по нескольку дней весной-осенью, скорее пожертвуют количеством. Насчет направлений есть различные мнения. Кто-то и впрямь обменяет Сейшелы на Египет и Турцию, кто-то, сократив количество, предпочтет качество. Много говорят о «снижении звездности» отелей, в которых предпочтут останавливаются туристы. Наиболее искушенные туристы навсегда забудут, что такое турфирма, и будут снижать расходы по поездке, самостоятельно заказывая маршрут через интернет.
Скорее всего, не сократится, а первое время даже увеличится поток туристов в Финляндию, и в первую очередь тех, кто понимает, что качественная одежда может и не содержать знаменитого лейбла, а стоить должна денег разумных.
Расходы на поддержание себя «в порядке» тоже сократятся. При экономии главное – функциональность. Прекрасная половина среднего класса, вздохнув, начнет красить ногти самостоятельно и познает радость косметики массовых марок.
Вообще, в потреблении станет меньше «спонтанных покупок» и того, что автор записи в ЖЖ называет «потребительским снобизмом».
Сергей Катин,
Город 812
От чего средний класс готов отказаться из-за кризиса?
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ