Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Урок невмешательства по Спиваку

Урок невмешательства по Спиваку

344

Молодежный театр на Фонтанке создал отнюдь не условное пространство, дав третьего ноября премьеру прилично подзабытой американской драмы «Метро». В ней только внешне двое мерзавцев издеваются над толпой пассажиров. В действительности же, по автору Николасу Баеру, – история о нас – людях, свободных от каких бы то ни было моральных принципов.

В руках народного артиста России Семена Спивака студенты Академии театрального искусства старались. Играл лишь один.

Такая уж у Баера получилась драма, где на сцене – в вагоне - тринадцать мужчин, не считая на секунду появившегося полицейского. Но из тринадцати главных двое. При этом оба конченые подонки. А из двух последних важнейшим для пьесы является некто Джо Ферроне. Его и исполнил пятикурсник Сергей Яценюк. Остальные только поддерживают декорацию бытовой мерзости – каждому отдан на растерзание малюсенький пазл пьесы. Они невиновны.

Баер написал «Метро» в конце 60-х, что явилось событием и потянуло за собой голливудскую экранизацию. Сегодня содержание пьесы дидактично: когда человек плох – он хуже человека и наоборот. А драматургия своевременна. Как мысль – придет поздно, но в свое время.

В вагоне собраны все прослойки общества, кроме богатых: пара курсантов военной академии; учитель истории с женой; чета пенсионеров; молодая семья с грудным ребенком; афроамериканец с подружкой; слепой гитарист с помощницей; совсем юные любовники; обязательный педик; человек, бросивший пить, и до краев нетрезвое тело, спящее весь сеанс ничком. Все они как треугольники подобны друг другу независимо от величины. Все эти мужчины под издевательства мелких хулиганов мгновенно превращаются в еще больших подонков, чем нарушители невмешательства. Так как злодеи не являются врагами. Они внезапная власть. И, увы, никак не соразмерны их реальным возможностям.

Джо-Сергей играл так, чтобы у зрителя возник пресловутый катарсис в форме здорового чувства – выйти на сцену и начистить харю. Но этого не наблюдалось. Реплики театральных негодяев не давали долго катарсису быть. Хотя и возникало нехорошее подозрение, что главный герой и в питерской жизни был бы порядочная сволочь (а это стоит денег за билет).

До самого занавеса у антигероев есть все шансы стать орудиями возмездия, хлещущими мещан за их камерную трусость. Они заклинили двери в вагон, чтобы вести себя грязно, сочно и безжалостно.

У молодого труса Джо по-хамски спрашивает, хороша ли его девушка. И на запрограммированный утвердительный ответ добавляет: «Так почему она с тобой?». Джо замахивается бутылкой на двух людей в военной форме, обязывающей на войне убивать, а они пригибаются. И он прав, ухмыляясь: «Вы так всю жизнь нагибаться будете!».

Афроамериканцу, который недавно уверял свою подружку, что порвет любого белого за один недобрый взгляд, Джо плюет в лицо «грязным нигером», а тот «делает себе смешно». И вновь прав преступник, говоря: «Я бы даже на необитаемом острове не стал с тобой дружить».

Его слова умнее его самого.

Из всех тех, кто был одет в штаны, лишь старик постарался встрять. Да было в хлам мужественно весь спектакль проспавшее тело. Возможно.

Разумеется (точно как в жизни), сильными оказались женщины. Самая пожилая даже ударила Джо по лицу. И он не ответил. Красавицу в вечернем платье, решившую танцевать с ним, Джо спрашивает, указывая на ее мужа: «Это кто?»
- Никто, – говорит правду жена.
В самом конце с языка Джо слетела долго ожидаемая им самим фраза. Это когда один из солдат все же решил драться.
- Ну, наконец-то! - сказал он.

Это «наконец» самое важное слово. Когда прогресс в виде цивилизации реакционен, то реакция прогрессивна. Тем более, что наш стереотип поведения зашел так далеко, что его не видно.

И вот если бы это был конец представления, то история оказалась бы глубже. Но Спивак не стал сокращать работу Баера, и Джо зарезал единственного опоздавшего героя. И превратился из лакмусовой бумажки в обыкновенного разнузданного неврастеника. А мог бы быть героем, провоцирующим общество за свой счет.

Этим Спивак дал возможность публике взвесить труп с целесообразностью трусости, хотя прилично и сократил первоисточник. А в таком контексте любой пассажир ночного вагона имеет шанс переспорить самого себя. И сможет легко выбежать в открытые двери, куда ломится автор.

Сорок лет режиссеры водят пьесу по подмосткам. Ни она, ни люди не меняются.
И еще. Театр не агитировал за активную гражданскую позицию. Так как агитация – это как ток. Действует, пока включено.

Егор Иванов,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях