В российский кинематограф приходят не лучшие времена. Трудности уже сказались не только на производстве новых картин - замораживаются и проекты, находящиеся в производстве. По данным «Фонтанки», только на «Ленфильме» без работы осталось около 200 человек. Но эксперты уверяют: в этом есть не только минусы, но и свои плюсы — ведь кризис выступит в роли санитара.
Первые тревожные сообщения о возможном приостановлении кинопроектов поступили от сотрудников «Ленфильма». Директор киностудии находится за границей, а помощник гендиректора по творческим вопросам Ольга Аграфенина весьма категорично опровергает информацию о том, что кризис каким-либо образом коснулся киностудии. По официальным данным, сейчас в кинопроизводстве находится около 13 картин, среди которых и «Запорожская сечь» Владимира Бортко, и «Хроника арканарской резни» («Трудно быть Богом») Алексея Германа.
«Мы рассчитываем, что разразившийся кризис не остановит те проекты, которые финансирует государство», - заявила Аграфенина в интервью «Российской газете». Сколько конкретно проектов помогает реализовывать федеральный бюджет, неизвестно. Однако, по нашим данным, на одной из старейших киностудий страны не все так гладко.
«Еще неделю назад на «Ленфильме» было закрыто порядка полусотни проектов, люди остались без работы, - заявил «Фонтанке» один из руководящих сотрудников студии. - Каждая съемочная группа в среднем состоит из 40 человек, соответственно, около 200 кинематографистов сейчас оказались фактически на улице».
Другой источник уверяет: закрыто чуть более десятка проектов на «Ленфильме» и 82 – на «Мосфильме», причем среди них - даже те картины, которым оставалось 2-3 дня до окончания съемочного периода, но официально сокращений нет. По слухам, даже если съемки картин на «Ленфильме» будут продолжаться, то вряд ли проекты будут завершены – на монтаж и озвучивание денег не хватит.
Но, скорее всего, у российских телеканалов хватит запаса на несколько лет вперед, им есть что показывать отечественным зрителям – «для ОРТ, например, наснимали столько, что они могут года 4 жить спокойно», - заверили нас.
«На "Ленфильме" существуют государственные деньги, вот эти деньги киностудия и будет осваивать. Что касается развития, продвижения вперед, создания конкурентоспособной базы, то я перспектив не вижу. Причины – это и руководство, которое сейчас стоит, и отсутствие приличных менеджеров, которые могли бы реорганизовать это производство в более или менее конкурентоспособное. Потому что на том же самом уровне услуг, которые они оказывают, существует много других вариантов. И они в данной ситуации, как махина государственная, мне кажется, проигрывают», - так прокомментировал ситуацию на «Ленфильме» эксперт.
По мнению кинематографистов, кризис может коснуться не только «Ленфильма».
Продюсер Андрей Сигле:
- Кризис уже коснулся российского кинематографа и, на мой взгляд, последствия его могут быть как положительными, так и отрицательными. Сейчас идет очень серьезное сокращение производства. И на производящих студиях, и в производящих компаниях останавливаются картины. Это ведет к тому, что остаются безработными люди. А положительное в этом то, что безработными останутся те, кого, возможно, и не должно быть в кинематографе. Как вы знаете, в последнее время снимается очень, очень (!) большое количество фильмов, которые никто никогда в жизни не увидит и, наверное, не должен увидеть. Вдруг, ни с того ни с сего, появились какие-то режиссеры из бывших осветителей, специалисты, пришедшие с телевидения, на скорую руку делающие грим и прически. Но профессионалы все равно останутся в кино, основной костяк кинематографа будет жить. Может быть, не с теми бюджетами. Но и бюджеты во многом зависели от бума производства, огромного количества востребованной рабочей силы, которая приходила и каждый фильм повышала зарплату на 30%. Все это когда-то должно было рухнуть, как и все в нашей экономике.
Дмитрий Месхиев, режиссер, глава петербургского Союза кинематографистов и киностудии «РВС-Петербург»:
- Думаю, финансовый кризис повлияет на кинематограф в целом. Конечно, будет некоторое время уменьшение производства... Я могу сказать, что нет худа без добра, потому что уменьшатся бюджеты (что очень хорошо), не будет оголтелости в заработных платах и у артистов, и у съемочных групп. И в таких ситуациях нужно делать правильные выводы. Этот кризис будет касаться всех, но, я надеюсь, что нашу студию он коснется в наименьшей степени. За нами крепкие инвесторы, за нами разнообразные проекты, за нами современная техника, оборудование и помощь государства, что очень важно. Мы работаем, съемки у нас не останавливаются, декорации строятся. Может быть, не будет такого объема, как мы рассчитывали уже в этом году. Я надеюсь, что все равно мы не остановимся.
Генеральный директор студии «Панорама» Ада Ставиская:
- Да, естественно, кризис известным образом коснулся нашей студии. Да, российскому кинематографу грозят серьезные проблемы. Да, нам придется внести определенные коррективы в планы студии. Было бы странно рассчитывать, что российский кинематограф останется «белым и пушистым» в столь мрачной экономической ситуации.
Александр Казанский, продюсер Студии документальных фильмов:
- Кого-то кризис коснется, кого-то нет. Мы - производители продукции, нас он вряд ли коснется, потому что до нас и так средства на производство доходили в половинном объеме от той суммы, которая выделялась на производство фильма. Очевидно, кризис коснется тех, кто забирал другую половину.
Гендиректор «Форвард-Фильм» Андрей Каморин:
- Кризис коснется всех. Кризис – это всегда сокращение платежеспособного спроса, значит, люди не смогут платить за билеты в кино, которые очень дороги. А это значит, что производство национальных фильмов пойдет вниз, будут больше закупать дешевой западной продукции. Возможно, возродится интерес к индийскому кино, лентам юго-восточной Азии (которые, кстати, берут один за другим все фестивали), а также Ближнего Востока. Это то, что касается театрального показа. Что же касается той сферы, в которой работаю я, то есть телекино, на нас, конечно же, это отразится. В конечном итоге финансирование телекино ведется из рекламных бюджетов. Так как рекламные бюджеты уже сокращаются, и будут сокращаться в период кризиса неизбежно, до нас эта волна еще докатится. Наши кинопроизводители, работающие на телевидении, еще не почувствовали удар кризиса во всю силу. Я не экономист и не берусь предсказывать, когда мы почувствуем последствия в полной мере, но в том, что мы их почувствуем, я уверен. Однако, есть у кризиса и положительные стороны. Для кино это будет означать, что с рынка уйдут нежизнеспособные компании, которые поддерживались на достаточно случайных инвестициях. Я думаю, что люди, далекие от кино, найдут иное применение своим силам, а в сфере кино останутся настоящие профессионалы, влюбленные в свое дело.
Голливуду сейчас также приходится нелегко. Так, по информации СМИ, ведущие студии, включая Fox, Universal и Disney, смогли привлечь капитал до начала кредитного кризиса, а вот независимым фильм-мейкерам может и не повезти подобным образом. Нью-йоркские инвестиционные банки стали ключевым источником финансирования для Голливуда лишь в последние годы. Однако такие студии, как MGM, Fox, Universal и Sony быстро привыкли обращаться на Уолл-стрит за средствами. С началом трудного периода инвестиционные банки увеличили стоимость кредитования для студий, а в некоторых случаях финансовые институты вовсе вышли из киноиндустрии.
Мария Цыганкова,
Лиана Растегина,
Михаил Гончаров
Фонтанка.ру
Кино и кризис: лучше меньше, да лучше
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ