Право спецслужб и милиции на прослушивание телефонных переговоров и перехват электронной почты хотят ограничить. Если предложенные законопроекты будут приняты, то силовикам придется отключить прослушку по окончанию следствия, а для получения сведений о соединениях (расшифровки звонков) предъявлять санкцию суда.
Статья 23 Конституции России допускает ограничение прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только по решению суда. Однако эта норма много лет игнорируется. Решить вопрос могут два законопроекта, которые сейчас рассматриваются Госдумой.
Кончил дело – отключай смело
С одной стороны, Уголовно-процессуальный кодекс РФ четко указывает, что прослушивание должно быть прекращено не позднее даты окончания предварительного расследования. То есть на момент начала судебного процесса контрольные меры не могут осуществляться. Однако даже при прекращении уголовного дела (например, в связи с отсутствием события преступления), суд может оставить за следствием право контроля и записи телефонных переговоров. «В результате такие санкции сегодня выдаются сплошь и рядом, и использование специальных технических средств продолжается и после окончания предварительного расследования», – пояснил автор законопроекта, член Совета Федерации Михаил Капура.
29 октября думский комитет по гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству поддержал предложенную сенатором поправку, согласно которой запись телефонных переговоров и просмотр почты прекращается вместе с прекращением уголовного дела. «Принятие поправок не позволит следователям незаконно прослушивать телефонные переговоры не только непосредственно обвиняемых, но и их бизнес-окружения», – пояснил первый заместитель председателя комитета Владимир Груздев.
Не звони мне, не звони ...
Второй законопроект, внесенный другим членом Совета Федерации – Евгением Трофимовым, может лишить спецслужбы права получать информацию о самих телефонных соединениях и абонентах – кто, кому, когда звонил, сколько разговаривал, кому принадлежит номер, регистрационные и учетные данные абонентов и т.д.
Высшие судебные инстанции неоднократно заявляли о незаконности любого внесудебного ограничения тайны связи, причем ответственность возлагалась на операторов. Согласно принятому еще в 2000 году решению Верховного Суда России, компании связи вправе выдавать информацию о телефонных переговорах абонентов лишь при предоставлении органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, соответствующих, предусмотренных законом, документов. В 2003 году Конституционный Суд России признал тайной телефонных переговоров «любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи. Для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения. Иное означало бы несоблюдение требования статьи 23 Конституции России о возможности ограничения права на тайну телефонных переговоров только на основании судебного решения», – заключил Суд. В ноябре уже 2007 года президиум Верховного Суда России издал обзор, в котором также поднял вопрос о законности получения протоколов телефонных соединений. И вновь поддержал позицию, что для этого необходимо судебное разрешение.
Все эти решения игнорируются. Согласно действующим правилам взаимодействия операторов и спецслужб, каждая компания должна создать базу данных своих абонентов, включающую как общие сведения (ФИО, паспортные данные), так и сведения о соединениях, трафике и платежах. И эти базы должны быть доступны органам федеральной службы безопасности и внутренних дел в режиме «круглосуточного удаленного доступа». А значит – никаких судебных решений для получения сведений об абонентах, фактически, не требуется.
Забери компьютер и собери информацию
Но санкция нужна, если правоохранительные органы намерены легализовать собранную с помощью прослушки информацию. Евгений Трофимов констатирует, что для получения сведений о звонках абонентов следственные органы изымают не информацию, а компьютерную технику операторов связи! Закон разрешает выемку предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, с санкции прокурора.
«Получение необходимой информации путем изъятия компьютерной техники для обеспечения полноты расследования и последующее назначение и производство криминалистической экспертизы вызывает значительные затруднения, – констатирует сенатор. – Данные действия могут парализовать работу операторов связи на обслуживаемой территории и, в свою очередь, повлечь причинение имущественного ущерба».
Евгений Трофимов предлагает внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые бы предусматривали получение информации о входящих и исходящих сигналах соединений телефонов при расследовании всех категорий уголовных дел только при наличии судебного решения, вынесенного по ходатайству органов следствия и дознания. Это защитит и интересы операторов, и права абонентов.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру
Спецслужбы хотят оставить без уха
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ