На сцене Большого Драматического театра им. Г.Товстоногова прошла церемония вручения высшей театральной премии Санкт—Петербурга «Золотой софит». В этом году она вручалась уже в 14-й раз. Сама церемония была построена по классическим канонам.
«О, время, время!» Эту патетическую или ироническую (как угодно) шекспировскую реплику из «Комедии ошибок» можно повторять ежечасно, без устали сокрушаясь, что оно, время, все-таки непристойно безжалостно. Казалось, что громкие обсуждения, пересуды, накал страстей, прогнозы, лоббирования, разочарования, справедливые и неуместные обиды прошлого года — весь этот традиционный, разноингредиентный, а поэтому отнюдь не легкий для усвоения организмом коктейль — был до дна выпит по случаю вручения высшей театральной премии Петербурга «Золотой Софит»-2007 буквально вчера… А уже прошел год, и вновь кипят страсти.
В прошлом году тринадцатую церемонию учинили, если кто запамятовал, в цирке, пространстве вроде как родном для каждого с детства, но для театральной общественности неожиданном и чужом. Помнится излишняя сутолока, чудесный цирковой аромат и смущенные артисты на арене. Цирковая арена, подумалось тогда, принимает исключительно своих, пришлых отторгает, они не могут выглядеть на ней органично.
К счастью, нынешнюю, четырнадцатую, церемонию скроили по хрестоматийным лекалам на легендарной сцене БДТ. Режиссер церемонии лауреат Государственной премии Игорь Коняев ничем ее не перегрузил. Украсил задник небом в видеоалмазах. Космическое наплывало, напоминая про вечность и бренность. Мерцание светил под размеренно-грустную музыку чередовалось артистами театра "Hand made". В строгом черном молодые артисты демонстрировали пластические умения. А в ярко-золотом другие не менее молодые служители Мельпомены выносили цветы и статуэтки. На этот раз привычный парный конферанс ведущих был заменен на закадровый голос артиста Ивана Стависского. В финале вышел хор мальчиков и под классический видеоряд (памятник Петру, Нева, Стрелка etс) чистым голосом спел малоизвестную песню про наш великий город.
Вновь вспомнилась «Золотая маска», где бывает богато, с катанием на слонах и бультерьерах, когда кажется, что размах празднества соразмерен восторгу от первой улыбки Гагарина. У нас всегда тише, скромнее, интеллигентнее. Налицо элементы вкуса в сочетании с петербургским достоинством.
Справедливости ради заметим, что по части нерва и драйва некоторый дефицит все-таки наблюдался. В былые годы зал гудел, выдавал эмоции, то есть всегда ощущалось: равнодушных нет, болельщиков — тьма, страсти бушуют. Досадно, что на сей раз многие награжденные по причине занятости отсутствовали, за статуэткой выходили на сцену доверенные лица.
Неожиданностей практически не случилось. «Софиты» озолотили предсказуемых героев.
В цеху кукольников ософичены: Андрей Князьков - за роль в поставленном им самим же спектакле «Сказка для непослушных медвежат» (Большой театр кукол), Александр Максимычев - за куклы к спектаклю «Любовь к трем апельсинам» в постановке Дмитрия Лохова (Театр марионеток им. Е. С. Деммени). Лучшим же спектаклем признан «Маленький принц» Руслана Кудашева (Большой театр кукол).
В оценке балетных свершений отсутствовала номинация «лучшая мужская роль», зато присутствовал – «актерский ансамбль». И тут на сцену БДТ поднялись сразу трое танцовщиков Мариинского театра: Андриан Фадеев, Александр Сергеев, Михаил Лобухин, получившие «Софит» за участие в балете «For 4» Кристофера Уилдона. Лучшая леди, однако, в Мариинском балете была обнаружена: Екатерина Кондаурова, станцевавшая партию Альмы в спектакле «Стеклянное сердце».
По части оперного пения лидировал Сергей Алексашкин за роль Ивана Флягина, Рассказчика в «Очарованном страннике». Нетрудно догадаться, что речь еще раз о спектакле Мариинского театра. Лучший женский голос (Луиза Ислам Али—Заде) пленил софитных судей в театре «Зазеркалье» на спектакле «Золушка».
«Золушке», вернее, ее художнику, повезло еще раз, когда произнесли фамилию замечательной Елены Орловой, обогнавшей таких сценографических зубров, как Орлов, Капелюш, Пастух.
Наконец, засверкала питерская оперетта! Выбирать пришлось между многими, а победила Светлана Лугова, «зажигающая» в роли Мадам Помпадур (Театр Музыкальной комедии).
Когда на «Софите» доходят до награждений первых лиц драматического театра, напряжение обычно нарастает. Конкуренция тут, как правило, гораздо круче. И гадать, угадывать, тяготеть к тотализатору всегда хочется больше. В данном случае театральные люди были абсолютно уверены в победе двух блестящих артистов. Ровно так и случилось: Эра Зиганшина вознаграждена за муки Бабушки в спектакле театра—фестиваля «Балтийский Дом» «Похороните меня за плинтусом», а Олег Басилашвили - за упоительного своего князя в «Дядюшкином сне».
Борьба, однако, могла быть жестче, если бы все вершители софитных судеб, призванные голосовать за того или иного номинанта, отсмотрели спектакль театра на Литейном «Жизнь в театре» с Сергеем Дрейденом в главной роли. Некоторые из авторитетных театральных деятелей считают эту работу Дрейдена лучшим достижением всего театрального сезона. Посмотреть, однако, удалось не всем, спектакль рассчитан то ли на 30, то ли на 50 человек.
Роли второго плана распределились следующим образом: Наталья Попова — Мамаша в спектакле театра-фестиваля «Балтийский дом» «Калека с острова Инишмаан» и Виктор Костецкий — Дорн в «Записных книжках Тригорина» (Театр «Комедианты»).
В номинации «Лучший актерский ансамбль» Марина Солопченко и Сергей Бызгу (дуэт в спектакле «Тойбеле и ее демон», БТК) обогнали аж десять претендующих на «Софит» соратников актеров!
«Дама с собачкой» Анатолия Праудина на Малой сцене БДТ признана лучшим спектаклем малых сцен.
Один из самых интригующих моментов, конечно же, тот, когда произносят имена лучшего режиссера и название спектакля, сыгранного на большой сцене. Ожидание лидера процесса провоцирует выброс адреналина. В обоих случаях гармонично победил Лев Додин и его спектакль «Бесплодные усилия любви».
К печали собравшихся на сцену не вышел скончавшийся недавно любимый всей актерской братией знаменитый педагог Театральной Академии Лев Гительман, удостоенный специальной премии «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру».
Эту же награду в добром здравии принял известный режиссер Петербурга Александр Белинский.
В рамках «Золотого софита» есть еще одна престижнейшая премия. Имени Георгия Товстоногова. Из рук сестры выдающегося режиссера Натэллы Александровны ее с неподдельным волнением, любовью к дому на Фонтанке и благодарностью получили ученики мастера народные артисты России Генриетта Яновская и Кама Гинкас.
В теплой тронной речи Валентина Матвиенко выразила надежду, что «Золотой софит» может превратиться в национальную премию. Вздрогнула ли при этом «Золотая маска»? Едва ли. Но нашим — приятно.
Елена Вольгуст,
Фонтанка. ру
Фоторепортаж М.Садчикова-младшего
Золото «Софита» блистало на сцене БДТ
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ