Не так давно Борис Акунин порадовал своих почитателей новым жанром «романа-кино», и вот на днях изобретатель от литературы выпустил в свет еще один невиданный доселе тип художественного сочинения — роман-компьютерную игру.
Проект «Квест» (Акунин давно уже работает не отдельными романами, а «проектами») представляет собой некий симбиоз сайта и бумажной книги, долженствующий любителей компьютерных игр приобщить к чтению, а читателям-традиционалистам, опасающимся интернета, показать, что Всемирная Паутина не так страшна, как кажется.
С электронной частью проекта читатели имели возможность познакомиться еще в сентябре. На сайте < href=http://elkniga.ru/akunin/ target=_blank> были вывешены первые главы романа, преподнесенные как начало компьютерной игры: intro — пролог, объясняющий суть дела, profile — описание главного персонажа, с которым будет идентифицировать себя играющий, и tutorial — начальный этап, позволяющий новичку освоиться и понять правила игры.
Затем игроку-читателю предлагалось ответить на «контрольный вопрос в голову» и, при правильном ответе, перейти к дальнейшему чтению (в лексике компьютерных игр — на первый уровень), а при неправильном — «вылететь из игры». Впрочем, самые несообразительные могли купить переход на следующий уровень — что вполне отвечает уже укоренившейся практике покупать через интернет электронные книги. Таким образом, самые нетерпеливые могли познакомиться с текстом романа более чем за месяц до его реального выхода в свет.
В принципе, бумажная книга могла бы и не понадобиться — ведь электронный вариант использует все преимущества мультимедийного издания, в том числе и возможность гиперссылок: непонятные термины разъясняются во всплывающих подсказках, а если в тексте встречаются имена реальных исторических персонажей, то, щелкнув мышкой, можно увидеть портрет ученого или философа и прочитать краткую биографическую справку. Просто энциклопедия в романе!
Однако Акунин не был бы Акуниным, если бы не оставил в бумажной книге «наживку» для читателей электронной версии. Помимо тех глав, которые можно прочитать на сайте, здесь есть так называемые «коды», якобы помогающие ответить на контрольные вопросы в конце каждой главы. Но загадочные «коды» оказываются вовсе не вспомогательными текстами, как можно было бы ожидать, исходя из появлявшихся в прессе интервью Акунина, а вполне самостоятельным «романом в романе», занимающим ровно треть объема книги и развивающим свою сюжетную линию, дополняющую и проясняющую основную фабулу.
Для тех, кто еще не читал «Квест» в электронном виде, поясню. Действие романа происходит в Советской России времен первой пятилетки. В Институте мозга и прочих строго засекреченных научных учреждениях идут исследования в области «ингениологии» — науки о гениальности. Советские ученые вот-вот синтезируют вещество, позволяющее раскрыть химическую природу гениальности и, соответственно, начнут клепать гениев на биологическом конвейере. Само собой, мировое закулисье в лице мультимиллиардера Ротвеллера желает прекратить опасные исследования, грозящие превратить безбожную страну во властительницу мира. С секретной миссией в СССР отправляется молодой ученый Гальтон Норт и его помощники — «человек без лица» немец Айзенкопф и очаровательная Зоя Клинская — в прошлом бывшая княжна, а ныне блестящий хирург и хладнокровная шпионка. Приключения этой своеобразной команды в охваченной единым порывом индустриализации стране Советов и составляют суть «основного» романа.
Конечно, Акунин никак не мог упустить такое благодатное с точки зрения литературных аллюзий время. Взяв на вооружение бодрую стилистику кинохроники времен первых пятилеток, он щедрой рукой рассыпал по тексту намеки и скрытые цитаты: компьютерная игра — совсем не повод отказываться от игр литературных. В романе легко вычитываются отсылки к толстовскому «Гиперболоиду инженера Гарина», встречаются почти прямые цитаты из беляевской «Головы профессора Доуэля», весело обыгрывается общий пафос советской научной фантастики. Ну и, конечно, тень Воланда и приключений Коровьева-Бегемота-Азазелло незримо витает над акунинской Москвой 30-х. Заметно это не только в прозрачных намеках и узнаваемых интонациях, но и в самом построении романа. Я имею в виду как раз те главы, которые «прикидываются» кодами к очередному уровню игры, а на самом деле являются отдельным повествованием, относящимся к другой эпохе — началу XIX века.
В этих главах, прочитать которые можно, перевернув книгу и открыв ее с обратной стороны, речь идет о судьбе очередного представителя славного рода Фон Дорнов-Фондориных-Фандориных — 24-летнего Самсона, вознамерившегося ни много ни мало — изменить ход истории, убрав с ее дороги великого Наполеона. Несмотря на грозное имя, профессор Московского университета Самсон Фондорин вовсе не обладает могучей физической силой. Зато в его распоряжении — блестящий ум и яркая научная карьера. Конечно, Самсон проводит исследования в области биохимии человеческого мозга, пытаясь открыть те самые механизмы гениальности, «закрыть» которые и будет впоследствии призвана группа Гальтона Норта.
По сути, если бы не специфическая верстка, вынуждающая читателя каждый раз после прочтения «советской» главы переворачивать книгу, принимаясь за чтение фрагмента, относящегося к более раннему времени, это был бы «нормальный» историко-фантастический роман с двумя параллельными, изящно увязанными между собой сюжетами, построенный по типу булгаковского «Мастера». Но подобное «разоблачение» вовсе не преуменьшает воздействия акунинской магии — так же, как раскрытие секрета фокуса отнюдь не умаляет искусства фокусника. Ведь Акунин не просто беллетрист, а настоящий иллюзионист от литературы, талантливый фокусник, получающий удовольствие от того, что прячет от зрителей-читателей очевидное, заставляя каждый раз искренне радоваться, что их так весело и артистично обманули.
Юлия Зартайская,
Фонтанка. ру
Акунин: сеансы литературной магии с последующим разоблачением
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ