Антимонопольная служба предложила участникам картельных сговоров «явиться с повинной». Добровольное признание не просто смягчает, а полностью исключает ответственность «раскаявшегося», тогда как других участников картеля ждет жесткое наказание. Учитывая ситуацию на рынках, в сговоре сегодня можно обвинить многих – в первую очередь нефтетрейдеров, банки, строительные компании и т.д.
Формально амнистия действует уже год, но именно на днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала пропагандистскую кампанию, призывая бизнесменов сообщить о своих недобросовестных действиях и гарантируя им конфиденциальность. Руководство ведомства никак не связывает это с финансовым кризисом. А ведь именно из-за резких и далеко не всегда экономически мотивированных изменений на рынке участником так называемого «пассивного сговора» может оказаться компания, которая никаких соглашений с конкурентами не заключала. Сейчас лучше признаться в том, чего не совершали, чем быть осужденными за это.
Покайтесь, грешники
Действующее законодательство предусматривает жесточайшую для бизнеса ответственность за участие в картельных сговорах – «оборотный штраф» – изъятие в доход бюджета от 1 до 15 процентов выручки компании на рынке, на котором совершено правонарушение. Кроме того, руководителя уличенного в сговоре хозяйствующего субъекта могут дисквалифицировать на срок до трех лет – лишить права занимать руководящие посты в любых российских организациях.
В то же время предусматривается специальное амнистирующие условие. Лицо, добровольно заявившее в ФАС об участии в сговоре, отказавшееся от этого и фактически «настучавшее» на других в антимонопольную службу, освобождается от административной ответственности. То есть главное – первым явиться с повинной, активно способствовать раскрытию нарушения и изобличению других соучастников. «Подельников», не заявивших о своих деяниях до визита антимонопольной службы, ждет суровое наказание.
По словам начальника Управления по борьбе с картелями ФАС Александра Кинева, за последний год несколько десятков хозяйствующих субъектов явились с повинной. Благодаря этому были выявлены картели, к участникам которых, не пожелавшим своевременно «раскаяться», применялись соответствующие санкции.
Закон позволяет ФАС либо налагать административный штраф, либо взыскивать в доход государства всю прибыль, полученную благодаря незаконным действиям. Явка с повинной касается только административной ответственности – формально ФАС вправе даже на «раскаявшегося» наложить финансовые санкции. «Мы взыскиваем незаконно полученную прибыль только если невозможно рассчитать размер штрафа. В 90 процентов случаев к нарушителям применяются меры административной ответственности. К тем, кто сам явится в ФАС, никакие санкции применяться не будут», – поясняет Александр Кинев.
«Раскаявшемуся» гарантируется конфиденциальность – другие участники картеля не узнают, кто сообщил о сговоре. Хотя вычислить «стукача» будет несложно – решения ФАС публикуются на его сайте, а если оштрафованный обжалует решение антимонопольного ведомства, то в суд вызовут всех участников сговора.
Не ведали, что делаем
Впервые «пассивный сговор» был выявлен как раз в Санкт-Петербурге осенью 1999 года. По итогам расследования «нефтяного кризиса», когда цены на бензин серьезно увеличились на всех заправках города, антимонопольное ведомство обвинило в согласованных действиях практически всех участников рынка, находящихся в то время в условиях жесточайшей конкуренции. Юристы самой службы признавались, что реальной договоренности нефтетрейдеров не было – «ни за столом, ни в бане мы их не ловили». Доводы о наличии объективных причин – сезонное повышение спроса, дефицит топлива, падение производства на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах, и так далее, не услышали ни в антимонопольном ведомстве, ни в суде. Решение о взыскании всей полученной благодаря высоким ценам прибыли было признано законным не только российским арбитражным, но и «самым гуманным судом» в Страсбурге.
Вступивший в силу два года назад новый закон «О защите конкуренции» позволяет обвинить в согласованных действиях всех участников практически любого колеблющегося рынка. В частности, под таковыми действиями понимаются действия одной компании, наступившие одновременно или следом за действиями другой. Наличие устной или письменной договоренности между хозяйствующими субъектами при этом не предусматривается. «Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин», – разъясняет сложную норму закона Высший Арбитражный Суд России. По словам Александра Кинева, в течение последнего года раскрыто несколько десятков и «активных», и «пассивных» картелей.
Наличие объективных причин – более чем субъективный вопрос. По прямому указанию президента России Генпрокуратура и ФАС начали расследование завышенных, по мнению Дмитрия Медведева, цен на бензин и авиакеросин. Логично – если цена на нефть на мировых биржах упала в два раза, почему в России топливо не подешевело? Но при этом власти не говорят, что налоги, взимаемые с каждого барреля добытого или продаваемого даже на внутреннем рынке «черного золота», практически не изменились. Не уменьшились и расходы на добычу, переработку и транспортировку нефти. Это ли не объективные причины сохранения высоких цен?
Также под подозрение могут попасть банки, которые сейчас спонтанно повышают ставки по кредитам, а то и замораживают ипотечные программы вообще. Тогда как учетная ставка Банка России не меняется с июля.
Участники согласованных действий (то есть все, например, нефтетрейдеры или банки, единовременно повышающие/понижающие цены или ставки, меняющие условия и пр.) также признаются участниками картелей и могут быть оштрафованы на несколько миллионов, а может, и миллиардов рублей. Поэтому любому даже потенциальному подозреваемому бизнесмену лучше заранее признаться даже в том, чего он и не совершал.
Жаловаться потом в суды будет сложно – арбитражная практика уже подтверждает правоту ФАС в таких вопросах. Такую же позицию занимает и Европейский суд по правам человека, причем законодательство Старого Света еще более суровое, чем российское.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Картельная амнистия
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ