Из опасений остаться со складами, забитыми товарами не первой необходимости, когда у покупателя кончатся деньги, продавцы один за другим объявляют о распродажах, не дожидаясь рождественских праздников. Дисконт коснулся всего – от квартир и автомобилей до бутиковой одежды и парфюмерии. Ритейлеры уверяют: время тратить деньги. Но клиенты не спешат.
Первыми необходимость срочно продать активы почувствовали петербургские девелоперы. Сейчас весь Петербург заполонила реклама беспрецедентных скидок на квартиры. 15% предлагает “ЛЭК”, по 550 рублей в месяц за квадратный метр предлагает раскупить свои элитные квартиры “Строймонтаж”. “Ленспецстрой” снизил цены на свое жилье в Приморском районе до 58 тысяч рублей за метр, тогда как по данным “Бюллетеня недвижимости”, минимальная стоимость кв. метра в этой части города – 85 тысяч рублей, а средняя стоимость – 107 тысяч рублей.
Сейчас так или иначе скидки предлагают все застройщики. Просто одни выступают с масштабными рекламными акциями, а другие работают непосредственно с клиентами. Однако повышенного спроса на подешевевшие квартиры нет. Специалисты рынка утверждают: те покупатели, у которых есть деньги на покупку недвижимости, заняли выжидательную позицию. На такой отложенный спрос повлияли заявления некоторых аналитиков о том, что после кризиса жилье подешевеет чуть ли не в разы. Те же, кто рассчитывали получить ипотеку осенью и не смогли получить кредит, оставили на время попытки улучшить свои жилищные условия.
Автопроизводители надеялись: те, кто не может решиться сейчас потратить средства на жилье, вложат сбережения хотя бы в авто. Но спрос на новые авто упал за сентябрь на 20%. Сегодня о готовности провести распродажу-ликвидацию заявил крупнейший российский дилер “Инком-Авто”. На официальном сайте компании появилось объявление о распродаже автомобилей марок FIAT, SsangYong, KIA, CHERY, ТагАЗ, УАЗ. Причем, как сообщается, «по цене ниже себестоимости». Акция, по всей видимости, не была согласована с поставщиками, поэтому последовало заявление Sollers о приостановке поставок «Инком-Авто» автомобилей Fiat и SsangYong и запчастей для них.
О начале скидочной акции заявляли дилеры “Лады”. Они стали продавать модель Kalina на 15 тысяч рублей дешевле. Другие производители о будущих распродажах пока не распространяются. Однако, многие дилеры начали использовать другие маркетинговые ходы, чтобы привлечь покупателей. Льготные условия кредитования для клиентов предлагают продавцы Ford и Nissan. Дилеры Lexus дарят покупателям дорогие подарки, например, полис КАСКО на год. А вот в компаниях «Тойота» и «Мазда» уже заявили, что трудностей с продажами не испытывают и цены корректировать не собираются.
При этом, как отмечают специалисты, ситуация на авторынке пока не выглядит серьезной. Сейчас выкупаются автомобили, заказанные несколько месяцев назад. Настоящий спад продаж может прийтись на январь-февраль 2009 года, когда, возможно, люди откажутся выкупать машины, заказанные в сентябре-октябре.
К предстоящим изменениям на рынке готовятся и магазины бытовой техники. Скидки на достаточно дорогие товары – плазменные телевизоры, ноутбуки, холодильники – предлагает “М-Видео”. Причем, размер дисконта в среднем 20-30%. Со скидками 10-15% технику предлагает “Техносила” (при этом о специальных рекламных акциях компании по сбыту техники не заявляют). Исключением, пока, пожалуй, является сеть “Связной”. До конца месяца компания предлагает, как указано в официальном сообщении, покупать по ценам, “дешевле которых может быть только даром”.
Значительные скидки и акции предлагают петербургские бутики. В некоторых размер дисконта составляет 70%, причем не только на нераспроданные летние коллекции, но и на новые — отделы того же Гостиного, «Пассажа» пестрят надписями «Sale». Магазины верхней одежды “ТОТО” предлагают перед началом сезона скидки 12%, как уточняют в компании, “из-за дня рождения фирмы”. 2 ювелирных украшения по цене одного предлагают купить в салонах сети “585”.
Серьезные скидки начали предоставлять и фирмы “вип-услуг”. 30-40% можно сэкономить при аренде яхты в Петербурге, на 15-20% дешевле стали стоить лимузины для элитного трансфера. Подешевел и парфюм - как обычная, так и селективная парфюмерия. О распродаже заявили сразу две крупные сети - “РИВ ГОШ” и Л' Этуаль”. Скидки на продукцию для красоты – 30-40%.
Кстати, почти во всех крупных торговых точках на вопрос о том, чем вызваны “рождественские скидки” в разгар осени, сообщают, что просто освобождают полки для нового товара. При этом специалисты рынка о подобных “ликвидациях” слышат впервые. Как прокомментировали “Фонтанке” аналитики, вероятно, волна распродаж вызвана тем, что магазинам приходится рассчитываться по краткосрочным кредитам, а покупатели – это идеальный способ привлечения наличных денег, которых в банках уже не занять.
Некоторые ритейлеры предполагают, что в конце ноября-начале декабря, когда волна скидок кончится, на прилавках появятся более дешевые бюджетные товары. Сети поймут, что ждать богатых бизнесменов с толстыми кошельками, покупающими гигантские телевизоры и дорогие авто, бессмысленно и переключатся на сегмент среднего класса (по прогнозам, именно он-то со своими долларовыми кубышками выстоит в эпоху кризиса).
Но вкладывать деньги в дорогую технику или мебель, продаваемую со скидкой, опять же не рекомендуют. Не исключено, что после кризиса эти устаревшие штучки будут стоить вдвое дешевле. “Покупать имеет смысл только то, что действительно нужно, не обращая внимание на зазывные лозунги магазинов”, - уверены эксперты рынка.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру