Аншлаг в Ледовом дворце – мечта любого музыканта. Из питерских артистов только Юрию Шевчуку с «ДДТ» удавалось собрать этот зал, да и то семь лет назад... А в минувший уикенд Ледовый трещал по швам уже на сольном концерте Елены Ваенги, которой помогали симфонический оркестр под управлением Юрия Крылова, скрипач Эдвин Мартон, звезды фигурного катания. Но программа «Ледяное сердце» не оказалась очередным шоу, это был пусть необычный, но именно сольный концерт с живым звуком, на котором Ваенга исполнила 26 своих песен…
Поразительная вещь: у Ваенги не было ни одного эфира на центральных ТВ-каналах, да и питерские ее вниманием не балуют, а залы полны! Молодая певица и актриса (ей 31, она возраст не скрывает, отмечая день рождения на сцене!) переписала таблицу рекордов не только питерской, но и российской эстрады. 10 аншлаговых концертов в «Октябрьском» за два последних сезона - такое не удавалось не только российским, но и западным звездам. Два аншлаговых концерта подряд с абсолютно разной программой – еще одно достижение. Минувшим летом Елена решила устроить в святой день 22 июня на сцене БКЗ концерт памяти, и пела там только песни военных лет, что многим казалось рискованным проектом, но любящая ее питерская публика пришла и на Ваенгу в гимнастерке. Лена играет также в драматическом спектакле, и тоже с успехом…
И все же когда полгода назад Ваенга рассказала мне, что задумала устроить живой сольный концерт в Ледовом и попросить фигуристов кататься под ее песни, мне показалось, что вот тут-то ее ждет осечка. Дело в том, что зрители нынче не спешат выкладывать свои деньги (и немалые – билеты на «Ледяное сердце» стоили от 500 до 1500 рублей) за «коктейль-шоу», где перемешаны разные жанры и имена. Фанаты Плющенко прекрасно понимают, что в «Ледяном сердце» кумир выйдет на один-два номера, любители скрипки Страдивари лучше отправятся на двухчасовой сольник Эдвина Мартона в БКЗ, а поклонники Ваенги не хотят, чтобы «кто-то на коньках прыгал и мелькал перед глазами» (так выразился один из меломанов в Интернете!), заслоняя любимую певицу…
И когда два месяца назад в Питере появились афиши с названием «Шоу «Ледяное сердце», с портретами Ваенги и фигуристки Елены Бережной, билеты продавались вяло. Проанализировав ситуацию, устроители проекта пошли на беспрецедентный шаг: изменили название и выпустили новые афиши «Елена Ваенга. Первый сольный концерт в Ледовом». И билеты пошли: народ поверил, что его не обманут очередным «супершоу», слепленным из поднадоевших медийных физиономий. Но все равно до последнего момента не верилось, что Лене удастся повторить то, что получилось только у Шевчука. Да и она ведь не рок играет, и были большие сомнения - удастся ли достойно озвучить бескрайние просторы всех секторов Ледового, донести до каждого зрителя видеокартинку происходящего. И если с аншлагом получилось как нельзя лучше, то в творческой составляющей удачи чередовались просчетами, тройные прыжки – падениями.
Когда грянули симфонический оркестр, плюс группа Ваенги (на сцене полсотни музыкантов!) заиграла скрипка Страдивари и Лена запела (чуть не сказал – заголосила, что вполне уместно, потому что она умеет быть и лиричной, и трехоктавной): «Весь мир на ладони передо мной, крылья за спиной…», я с удовольствием отметил, что давно в Ледовом не было такого качественного саунда. Все слова, инструменты, нюансы можно было разобрать даже в «четырехсотых» секторах. Ваенга начала концерт с песни про свой город: «Ему уже 300 лет, а он еще молодой», и на видеоэкранах возникли графические рисунки уголков Питера… Пафосно и душевно, что и говорить. Но как под такую музыку кататься? Нужно ведь соответствовать!
«Соответствовать» в этот вечер удавалось не многим. В калейдоскопе одиночников, танцевальных и спортивных пар среди более двадцати номеров органичными выглядели единицы. Трехминутный шедевр сотворил Евгений Плющенко в танце под одну из самых первых песен Ваенги «Оловянное сердце». Чемпион-шоумен появился на льду с красивым платком, подкатил к Ваенге и укрыл певицу. Блондин рядом с брюнеткой, глаза полны страсти – они смотрелись очень эффектно. И дальше под фразу лихой песни: «А ты молодой да ловкий, я тебя на ночь украла…» наша олимпийская надежда сиганул два тройных, подтвердив, что не только в ТВ-шоу блистает, но и тренируется вовсю… Жесты Жени, удалые дорожки и вращения были впечатляющими. Зал не жалел ладоней!
На таком фоне бледно смотрелся молодой фигурист, носящий гордое звание «чемпион России»: Евгений Воронов в танце под песню «Ты говорил, а сам забыл» катался, словно слышал эту балладу впервые, не попадая ни в ритм, ни в настроение. Неудачи преследовали в этот вечер многих фигуристов, и этого следовало ждать. Во-первых, концерту не хватило грамотной режиссуры. Да и лучшие песни Ваенги – не просто лирические баллады, с приятными мелодиями, под которые обычно катаются на ледовых шоу, а драмы, даже маленькие трагедии, и к адекватному изображению таких страстей наши молодые фигуристы просто не готовы…
В трактовке таких песен резко проявлялось различие между просто классными фигуристами, пусть даже призерами, чемпионами, и теми, кого можно назвать художниками льда. Ремесленников на льду хватает, а творцов все меньше – отсюда и катастрофические неудачи наших фигуристов. Но не все наши великие чемпионы зачехлили коньки. Этот вечер стал маленьким бенефисом на льду блистательной Елены Бережной, которая показала несколько сольных номеров («Письмо», «Мама»), впервые вышла в паре с Джоном Циммерманом, а также представила зрителям своего мужа - британского фигуриста Роберта Казинса и свое самое большой сокровище – сына Тристана, которому только год, а он уже бегает по льду… Представил публике свою молодую жену и Петр Чернышев. В одном из номеров фигурист, «позабыв» на какое-то мгновенье свою партнершу Наоми Ланг, выхватил из первого ряда жгучую брюнетку, поднял на руки да закружил в ледяном вихре. К удовольствию публики, находкой оказалась Анастасия Заворотнюк, с которой Чернышев недавно обвенчался…
Казалось, в какой-то момент горячие ледовые страсти заслонили главную героиню вечера, но Елена Ваенга продолжала петь свои старые и новые хиты, а в паузах разговаривать с публикой по душам, как только она умеет. Как приятно, что в Питере, без назойливого столичного шоубиз-промоушена, выросла звезда, за которую не приходится краснеть!.. Жаль, телевизионная бригада, которая выдавала изображение на огромные экраны у сцены и на видеобокс, в этот вечер работала крайне непрофессионально. Режиссер трансляции сосредоточил внимание на фигуристах, то и дело упуская из вида, что же происходит на сцене. А там тоже кипели страсти! Например, в одной из баллад Ваенга вывела на сцену двух глухонемых девушек, показавших редкое искусство жестового пения. Но это вообще не попало на видеоэкраны, и столь трогательный номер увидели только зрители близлежащих рядов. На экранах было до обидного мало крупных планов Ваенги (а недавнем концерте «ДДТ» в СКК опытный режиссер все время держал в кадре лицо Шевчука!), музыкантов оркестра, лиц зрителей. А ведь именно продуманный видеоряд мог эффектно подчеркнуть уникальность этого концерта, где действие развивалось в параллельных плоскостях – на сцене и на льду… Теперь же остается надеяться, что создатели ТВ-версии концерта Ваенги в Ледовом, которая должна появиться на 5 канале в начале ноября, покажут зрелище во всей красе, с самых разных ракурсов.
Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру
Ваенга в Ледовом: не супершоу, а живой концерт
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ