Кронштадтский морской завод прекратил свое существование. После объявленного в конце лета локаута, все сотрудники старейшего судостроительного предприятия оказались на улице. А имущество некогда градообразующего КМЗ было продано “по дешевке”. Кто и как продавал “золотые лоты” в Кронштадте?
Как стало известно ”Фонтанке” из источников в правоохранительных органах, проводивших проверку факта продажи части имущества в счет уплаты долга, руководство завода реализовало имущества на 117 миллионов 778 тысяч рублей. Решение о продаже уникальных объектов приняли представители внешнего управления завода, которые были привлечены на предприятие, чтобы провести процедуру банкротства.
Итогом их деятельности, как следует из материалов следственных органов, стала распродажа по рыночной цене трех ценных объектов. За 76,4 миллиона рублей был продан Петровский док (строительство этого сооружения началось по указу Петра I в 1719 году, а закончилось при участии императрицы Елизаветы в 1752 году), за 35,9 миллионов - база отдыха “Зеленый мыс” в Выборгском районе Ленобласти. Ушла за 5,5 миллионов рублей ремонтная причальная стенка имени Велещинского. При этом, как утверждает временный управляющий завода Дмитрий Георгиевский, продажная цена объектов соответствует их рыночной стоимости. Однако, как комментируют “Фонтанке” аналитики рынка, стоимость “лотов” была явно занижена.
Как уточняют на КМЗ, покупателем объектов выступила фирма, которая работает в Кронштадте и занимается логистикой. Назвать ее отказались. Но, по данным “Фонтанки”, сделку купли-продажи с КМЗ заключило ЗАО “Лентранс”, специализирующееся на терминальных и транспортных услугах. Компания, кстати, пыталась оспорить законность сделанной покупки в суде после того, как выяснила, что имущество ей продал не ФГУП “Кронштадтский морской завод”, а незадолго до сделки созданное ОАО “КМЗ”. Но Арбитражный суд Петербурга и ЛО счел ее легальной, так как ОАО было правоприемником ФГУПа.
Как выяснило следствие, имущество было реализовано временными управляющими еще до вынесения решения Арбитражного суда о запрете продажи имущества КМЗ. Поэтому в действиях гендиректора КМЗ Марата Аюпова и временного управляющего Георгиевского состава преступления обнаружено не было. Однако, как отмечают в прокуратуре Кронштадтского военного гарнизона, по хорошему счету таких продаж быть не могло, ведь все имущество КМЗ принадлежит Министерству обороны РФ.
Но в КМЗ парируют – Министерство обороны оставило завод на произвол судьбы. Дело в том, рассказывает гендиректор завода Аюпов, что министерство не давало возможности предприятию заработать и оплатить долги. “Мы неоднократно участвовали в конкурсах, но контрактов с нами не заключали”, - утверждает он. А долг завода перед кредиторами составил 900 миллионов рублей.
Сейчас по этим долгам, скорее всего, придется платить Объединенной судостроительной корпорации, в которую ФГУП “КМЗ” был включен. Как стало известно “Фонтанке”, президент ОСК Владимир Пахомов крайне обеспокоен произошедшим на заводе и даже провел собственное расследование причин банкротства КМЗ. По его данным, фактическому уничтожению оборонного завода предшествовал едва ли не рейдерский захват. В распоряжении “Фонтанки” оказалось письмо Пахомова, адресованное заместителю председателя правительства Игорю Сечину. В нем президент ОСК сообщает, что якобы бизнесмен Денис Минкин организовал захват и банкротство ФГУП “КМЗ”. Подробностями этого дела Пахомов не делится, но уверяет, что деятельность Минкина продолжается и по сей день.
Так, по данным президента ОСК, сейчас этот бизнесмен занимает пост заместителя гендиректора ОАО “Концерн “Морское подводное оружие-Гидроприбор”. Как уверяет Пахомов, главная цель Минкина – заняться “реструктуризацией площадей “Гидроприбора”, что означает, что “есть риск утраты недвижимого имущества структур приборостроительного профиля”.
Связаться с Пахомовым нам, к сожалению, не удалось. Запрос “Фонтанки”, который был направлен руководителю ОСК с целью прояснить подробности дела, также остался без ответа. Однако, как удалось выяснить, запрос Пахомова не остался без внимания в Москве. Судьбой питерских морских заводов заинтересовался министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Контроль за ситуацией на КМЗ поручен, в частности, Департаменту экономической безопасности МВД России и ГУВД по Петербургу и Ленобласти.
Как сообщают в ГУВД, в настоящее время по “данному материалу” ведется дополнительная проверка, о результатах которой сообщат позже.
Напомним, что проблемы Кронштадтского морского завода начались в 2000 году. Тогда КМЗ получил крупный оборонный заказ, но выполнить его не смог - подвели недобросовестные поставщики. Сроки были сорваны, и завод погряз в долгах. Минобороны, в ведении которого находился завод, вытаскивать предприятие из долговой ямы не спешило. Тогда руководители решили справляться своими силами. Пять лет КМЗ работал достаточно успешно, но сократить сумму долга не смог. В 2005 году, когда кредиторы окончательно “приперли” к стенке, решением Арбитражного суда на предприятии был назначен временный управляющий. Специалист по антикризисному управлению Дмитрий Георгиевский придумал для КМЗ простой выход из положения. Был произведен перевод активов. Находившийся на грани банкротства ФГУП преобразовали в новое, не обремененное долгами ОАО. Оно могло работать и получать заказы, постепенно компенсируя долги “материнского” ФГУПа.
Но оптимистичным планам руководителей не суждено было сбыться. Подписан указ о создании Объединенной судостроительной корпорации, и завод в приказном порядке включили в организацию. А там уже начали разбираться, кто имеет право распоряжаться собственностью КМЗ. О своих правах на завод заявило Министерство обороны РФ и в судебном порядке добилось того, что преобразование в ОАО признали незаконным.
Предприятие вновь вернулось к своим долгам. А заказов, которыми министерство обещало “завалить” завод, так и не поступило.
Сейчас все, чем может распорядится министерство, – это находящаяся в собственности КМЗ территория завода площадью 70 га. По неофициальным данным, за этот участок в Кронштадте готовы бороться несколько крупных девелоперов.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру
Как продавался Кронштадтский морской завод
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ