Авиакомпании смогут и дальше практически безнаказанно задерживать рейсы даже на десятки часов, а, может, и суток. Максимум, на что смогут рассчитывать пассажиры – штраф в размере 25 рублей в час. Правительство России и Госдума не пожелали увеличивать размер компенсаций.
Массовые отмены и многодневные задержки рейсов, связанные с разразившимся летом кризисом авиаальянса AiRUnion, не повлияли на решение депутатов федерального парламента. За все эти «проделки» авиакомпании отделались «легким испугом» – мизерным административным штрафом (около 20 тысяч рублей). Надзорные органы игнорируют даже преднамеренные и массовые нарушения прав пассажиров.
Пишите письма
Поправки в Воздушный кодекс РФ, призванные увеличить компенсацию пассажирам за задержку рейсов, еще в ноябре прошлого года внес глава Союза потребителей России депутат Петр Шелищ. Действующая редакция Воздушного кодекса РФ предусматривает, что за час задержки авиакомпания выплачивает пассажиру штраф в размере 25 процентов МРОТ, то есть 25 рублей. Но не более половины общей стоимости за билет и только при условии, что просрочка имела место не вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, либо иных не зависящих от перевозчика обстоятельств (погодных условий, загруженности аэропорта и пр.). На практике доказывать приходилось все пассажиру – нужно было писать претензию, авиакомпании требовали отдать оригинал авиабилета, месяцами рассматривали заявления и чинили иные препятствия. В итоге подавляющее большинство пассажиров предпочитали забыть о нарушении их прав, а не тратить еще нервы и силы, добиваясь выплаты десятков, максимум – нескольких сотен рублей.
Петр Шелищ предлагал увеличить штраф до 3 процентов от провозной платы за каждый час просрочки. Такая ответственность исполнителя услуги за нарушение сроков ее оказания определена и общей нормой Закона РФ «О защите прав потребителей». «Пониженный размер ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения не стимулирует их снижать количество нарушений расписания полетов, – констатировал автор законопроекта. – Приведение Воздушного кодекса РФ в соответствие с Законом РФ «О защите прав потребителей» будет соответствовать интересам пассажиров, положительно отразится на качестве услуг авиаперевозчиков».
Увеличение штрафа стимулирует и самих пассажиров подавать претензии. Например, заплативший за билет 10000 рублей и просидевший в аэропорту лишние три часа потребитель услуг авиакомпании, мог бы претендовать на компенсацию в 900 рублей. За эти деньги стоит отправить письмо нерадивому перевозчику. А получив подобные претензии хотя бы от половины пассажиров самолета средней вместимости (например, Boeing 737 рассчитан на 130-160 человек) и выплатив им почти две с половиной тысячи долларов, авиакомпания задумается над тем, чтобы соблюдать расписание.
Увеличить нельзя сохранить
Правовое управление Госдумы поддержало идею Петра Борисовича, указав, что установление ответственности за задержку отправления позволит гармонизировать нормы Воздушного кодекса РФ с Варшавской конвенцией (основным документом, регулирующим международные воздушные перевозки).
Но против законопроекта выступило Правительство России. В целом одобряя предложение о корректировке размера штрафов, вице-премьер Александр Жуков заявил, что предложенная редакция создает неопределенность в вопросах применения штрафных санкций к чартерным рейсам. «При выполнении перевозок по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) провозная плата с пассажиров не взимается – стоимость перевозки пассажира входит в общую цену туристского продукта и уплачивается туроператору, а не перевозчику, как в случае заключения договора воздушной перевозки пассажира. На основании изложенного, Правительство РФ не поддерживает законопроект», – заключил вице-премьер.
Комитет Госдумы по транспорту также указал на несправедливость действующего законодательства, согласно которому размер штрафа не зависит от цены билета: «С учетом того, что пассажиры задержанных рейсов, как правило, находятся в одинаковых условиях ожидания в аэропорту, введение зависимости компенсации для них от дальности перелета, класса салона и т.п. является установлением неравноправия пассажиров, как потребителей услуг воздушного транспорта». Но, согласившись с позицией исполнительной власти, комитет также счел нужным отклонить законопроект. Парламентарии 8 октября приняли отрицательное решение по предложенным Петром Шелищем поправкам.
Лети, турист
Логичнее было бы просто доработать законопроект, а не отклонять его, давая фору недобросовестным перевозчикам и в дальнейшем игнорировать права потребителей. Причем такая доработка позволила бы в первую очередь защитить интересы как раз пассажиров чартерных рейсов – туристов, оплачивающих услугу перевозки в составе тура. Ведь сейчас турфирмы перекладывают вину за задержки на авиакомпании: «Ответственность за просрочку доставки пассажиров несет перевозчик. Билет – договор между перевозчиком и туристом. Туристические компании не несут и не могут нести ответственность за действия перевозчиков», - констатировал директор подразделения компании «Ривьера Трэвел» Дмитрий Скобельчихин , отвечая на претензию клиента, потерявшего почти сутки отдыха на Мальте из-за неразберихи с рейсами. Правительство России в лице Александра Жукова, судя по официальному отзыву, считает иначе.
Еще одна многолетняя и массовая проблема – грубейшее нарушение авиакомпаниями права пассажира на возврат билета. По российскому законодательству можно отказаться от полета за 24 часа и вернуть всю уплаченную за перевозку сумму. Вне зависимости от тарифа, условий договора и т.д. Многие авиакомпании эту норму игнорируют, вписывая в договор некие штрафы и иные ничтожные условия. Это делают даже такие уважаемые перевозчики, как ГТК «Россия» и «Трансаэро», а также дискаунтеры – S7, SkyExpress и пр. На заявление о нарушениях одного из граждан Росавиация сообщила, что «не вправе вмешиваться в деятельность и тарифную политику хозяйствующих субъектов», а Роспотребнадзор просто игнорировал письмо.
В августе этого года, когда десятками откладывались и отменялись рейсы входящих в альянс AiRUnion авиакомпаний, ситуация достигла пика – Транспортная клиринговая палата, которая выступает посредником между агентствами по продаже билетов и авиакомпаниями, направила в аккредитованные агентства телеграмму о запрете возврата денежных средств пассажирам при вынужденном и добровольном отказе от полетов. Московская межрегиональная транспортная прокуратура сочла ее действия грубым нарушением прав пассажиров и возбудила дело об административном правонарушении. Максимальный штраф за испорченный десяткам тысяч людей отдых – 20 тысяч рублей.
Напомним, что действующие нормы Евросоюза предусматривают взыскание с авиакомпании штрафов в размере от 200 до 500 евро в пользу каждого пассажира в случае задержки рейса более чем на два часа. Причем обнаружение неисправностей в самолете не является реабилитирующим для перевозчика обстоятельством – имейте запасной борт или платите штраф!
Павел Нетупский
Ранее по теме:
Росавиация отказалась защищать пассажиров от тарифной политики авиакомпаний
Лечу - плачУ, не лечу - плачУ
Штрафы за задержку рейсов могут увеличить
Авиаторам закон не писан
Перевозчики и туроператоры ищут «стрелочника»
Особенности российских полетов
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ