"Девятый вал" антреприз, накрывший Питер с началом театрального сезона, в последние дни достиг наивысшей точки – по 3-4 спектакля в один вечер на разных сценах, премьера за премьерой…Чес на подмостках северной столицы в основном устраивают москвичи. Развлекаются сами и развлекают публику. Смешно получается не всегда - все больше грустно
"Девятый вал" антреприз, накрывший Питер с началом театрального сезона, в последние дни достиг наивысшей точки – по 3-4 спектакля в один вечер на разных сценах, премьера за премьерой… Чес на подмостках северной столицы в основном устраивают москвичи. Развлекаются сами и развлекают публику. Смешно получается не всегда-все больше грустно.
В ДК Горького московский «Квартет И» показал новый спектакль «Разговоры мужчин», в главном антрепризном оплоте - ДК «Выборгский» - премьерные постановки выдали «Независимый театральный проект» и продюсерский центр «Авокадо». Первый - спектакль под названием «Театр по правилам и без», второй - «Четверо в Петербурге».
Но если «Квартет И» с его самодеятельной составляющей, кавээновским юмором и не самыми медийными актерами еще можно отнести к антрепризам нетипичным, то «Независимый проект» и «Авокадо» представляют собой антрепризу в плохом смысле слова. Потому что, если говорят сегодня «антреприза», то подразумевают, в первую очередь, незамысловатый, до примитивизма, сюжет, такие же шутки и жаждущих подзаработать сериальных звезд.
И последние премьеры не изменили этот стиль. Вот, например, очень популярный «Независимый театральный проект», известность и славу которому принес спектакль Виктора Шамирова «Только для женщин», где звезды, во главе с Гошей Куценко и Маратом Башаровым демонстрируют особенности мужского стриптиза в исполнении безработных шахтеров. Демонстрируют, надо заметить, с большим энтузиазмом и даже не из желания заработать, а просто развлекаются сами и развлекают публику. За такой чистосердечный кураж, а уж никак не за вид бледных звездных ног и не самых атлетичных фигур, зритель и полюбил постановку, которая уже несколько лет собирает супераншлаги.
Но в репертуаре «Независимого проекта» уже с десяток названий, большинству которых успех «стриптизеров» даже не снился. На днях к ним добавилось еще одно - «Театр по правилам и без». Видимо, пытаясь вывести свой проект на новый уровень, продюсеры обратились к довольно известной пьесе англичанина Майкла Фрейна «Шум за сценой»-комедии из театральной жизни. Однако рассказа, пусть и шуточного, о том, как на самом деле рождаются спектакли, и что предшествует цветам и аплодисментам, не получилось.
Отдадим должное создателям спектакля: на декорации и костюмы они не поскупились, все как в настоящем, солидном театре - на сцене построена английская усадьба середины прошлого века, герои пьесы соответствующе одеты. Да и актеры не совсем уж однодневно-сериальные: Агриппина Стеклова и Владимир Большов - звезды райкинского «Сатирикона». Режиссер Владимир Петров, кажется, вообще ставил лишь одну задачу - рассмешить публику. Но почему-то было совсем не смешно…
То ли актерам не хватило того самого куража, то ли вся эта история о том, как в провинциальном театре пытаются за один день поставить спектакль и что из этого получается, уже сильно устарела и никаким куражом ее не спасешь, но смех в зале был вымученный. Типажи опять же были уж очень предсказуемы: Петр Красилов (на которого, судя по количеству подаренных букетов, и шла большая часть зрителей, а вернее, зрительниц), конечно же, играл актера в амплуа героя-любовника, играл так, как это и положено герою-любовнику, то есть включал собственное обаяние и больше ничем особенно не заморачивался.
Светлана Ходченкова, в своем стремлении уйти от образа тургеневско-говорухинских девушек весьма преуспевшая, в роли любовницы режиссера и соответственно примы театра была, как и положено, типа фотомодель без мозгов. И эта одна из главных отличительных особенностей антреприз - не обмануть ожиданий зрителей - в данном случае не сработала. Зрители получили до такой степени ожидаемое, что даже как-то и не отреагировали.
Но если в премьере «Независимого проекта» присутствовал хоть какой-то намек на оригинальность в виде нетипичной тематики, то продюсерский центр «Авокадо» и его спектакль - просто какой-то гимн актерско-режиссерскому чесу. Режиссер Дмитрий Астрахан, когда называл свой новый спектакль «Четверо в Петербурге», явно рассчитывал на гастроли в некогда родном городе. Но, кажется, что если спектакль повезут в Ярославль, то он будет называться «Четверо в Ярославле», и так далее. О том, что действие пьесы Александра Углова происходит в Петербурге, говорят лишь задник в виде фотообоев с изображением красот культурной столицы, да пятидесятисекундный монолог одного из героев, в котором он сетует, что город странный, и люди в нем живут плохо. Ну, так и в Ярославле с Самарой тоже не все в порядке, так что задник при необходимости вполне можно переклеить, и в монологе пару фраз поменять.
События же, разворачивающиеся на сцене, не особо обремененной декорациями, по своей кухонной простоте превосходят даже всеми обруганные сериалы. Живет в Питере непонятно каких годов, то ли 80-х, то ли 90-х, в коммуналке, супружеская пара. Муж изменяет жене с молодой соседкой, но тут приезжает из Америки друг семьи, влюбленный в мужнину жену, и зовет ее с собой. Однако она отказывается, потому что собирается взять ребенка из детдома. Тогда в Америку едет соседка, а свою комнату оставляет обретшей дитя семье. В общем, астрахановские киношедевры «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо» - в одном флаконе и сокращенном варианте. Полтора часа чистого действия, в котором большую часть занимает вызывающая живой отклик в зале сцена семейного застолья.
И было бы глупо задавать вопросы, зачем это поставил Дмитрий Астрахан, зачем в этом соглашаются играть звезды второй категории (фамилии которых, может, и не слишком известны, но вот лица вполне узнаваемы благодаря тем же сериалам). Другой вопрос: зачем на это ходит зритель? Он, что, никогда не делил жилплощадь? Или не видел пьяных застолий? Или, может, то, что и про такую прозу жизни тоже играют спектакли, придает ему ощущение собственной значимости? С другой стороны, и король Лир ведь тоже делил королевство, а пир может быть и во время чумы. Главное, как про это рассказать и сыграть. В наших антрепризах пока получается на уровне детских утренников: кукольные страсти, кукольное веселье и непосредственная, как в детском саду, реакция вполне взрослого зрительного зала.
Алиса Иванова,
Фонтанка.ру