Завершено расследование смерти 5-летнего ребенка, скончавшегося после операции в больнице. Перед судом предстанет хирург-отоларинголог, прооперировавший мальчика. Судебный процесс обещает быть громким и резонансным: предъявление обвинения врачу — случай если не беспрецедентный, то довольно редкий. Как правило, доказать врачебную ошибку невозможно, но в этот раз Бюро судебной медицины сделало вывод категоричный и однозначный — причиной смерти малолетнего пациента стали действия врача, а точнее - его бездействие.
В Следственном отделе Василеостровского района и сами удивлены, что «дело врача» удалось довести до суда. «Как правило, эксперты пишут в заключении, что установить причину смерти не представляется возможным, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» Евгений Ибрагимов, руководитель районного СО, - но в этот раз все по-другому, обвинение было предъявлено при наличии достаточно весомых оснований». Виновность в смерти пациента инкриминируется 47-летнему Виктору Бойченко. Этот врач-отоларинголог со стажем почти в 30 лет во второй больнице на хорошем счету, в год он оперирует до 300 человек. Но от ошибок никто не застрахован...
24 сентября 2007 года в детской больнице № 2 имени Марии Магдалины был прооперирован 5-летний пациент. В 11-40 утра маленькому Саше (имя изменено — ред.) удалили небные миндалины и аденоиды. В 22-40 в медицинской карте ребенка появилась запись о летальном исходе. Это факты, которые не вызывают сомнений ни у самих врачей, ни у следователей. А вот что происходило в последние 11 часов жизни мальчика, следователи Василеостровского района выясняли в течение года. В мае 2008 года «Фонтанка» проводила свое расследование обстоятельств, предшествующих трагедии. В этом корреспонденту помогали преподаватели-практики Педиатрической академии.
Как заявил тогда ректор Педиатрической академии Владимир Леванович, причин «выгораживать» своих коллег у медицинских светил нет: «Мы - независимые эксперты, для нас важно разобраться в ситуации, понять причины и донести до населения мысль, что врачи — не убийцы. Если выяснится, что в смерти ребенка виноват конкретный человек, я, образно говоря, сам готов взять в руки карающий меч!». Изучив историю болезни и результаты вскрытия, эксперты пришли к выводу, что к летальному исходу привело роковое стечение обстоятельств. Врачебной ошибки или даже халатности ведущие педиатры Петербурга не обнаружили. Другое мнение сложилось у специалистов БСМ и, соответственно, у следователей. В итоге появились две диаметрально противоположные версии.
Версия первая. Врачебная
Саша за свои пять лет 18 раз переболел ангиной. Когда он поступил в детскую больницу № 2, врачи приняли решение удалить небные миндалины и аденоиды, в народе называемые гландами. Перед операцией мальчик прошел все необходимые обследования. Кардиограмма никакой патологии не показала, результаты анализов беспокойства не вызывали. После успешной операции ребенка поместили в палату, за ним постоянно наблюдали, согласно записям в истории болезни, через три часа после операции состояние Саши было удовлетворительным, еще через полтора часа у него неожиданно открылось кровотечение. Через 40 минут мальчик снова был на операционном столе, медики пытались остановить кровь, но она по непонятным причинам не сворачивалась. Почти семь часов врачи боролись за жизнь маленького пациента, но в 22 часа 40 минут были вынуждены констатировать смерть.
Результаты вскрытия, проведенного здесь же, во 2-й больнице, во многом объяснили медикам причину произошедшего. Из заключения патологоанатома следует, что жизненно важные органы (такие, как сердце и почки) ребенка были тотально поражены как бактериально, так и вирусно. Как пояснил «Фонтанке» Владимир Леванович, такое состояние организма было вызвано последствиями множества перенесенных ангин.
Кроме всего прочего, в организме Саши был обнаружен достаточно редкий вирус Эпштейн-Барра. В большинстве случаев человек - просто переносчик этого вируса, некоторые люди живут с ним порой десятилетиями, и он никак себя не проявляет. Катализатором может послужить какая-либо экстремальная ситуация, в случае с Сашей — это оперативное вмешательство. Эпштейн-Барра влияет на свертываемость крови, происходит нечто схожее с гемофилией. Как считают специалисты, именно поэтому врачи второй детской больницы не смогли остановить открывшееся у Саши кровотечение.
Версия вторая. Правоохранительная
После того, как мать Саши обратилась с заявлением в Следственный отдел, в Бюро судебно-медицинской экспертизы Петербурга поступило указание: проверить работу врачей на предмет возможной ошибки. Одновременно правоохранительные органы изъяли из архива учреждения все документы: историю болезни, биоматериалы, результаты гистологических исследований, протоколы, заключения, чтобы не было возможности как-то изменить исходные данные. Экспертиза длилась несколько месяцев, в результате комиссией было установлено, что между действиями врачей и смертью ребенка имеется причинно-следственная связь.
В ходе следствия выяснилось, что прооперированный пациент отошел от наркоза в 13-00. По словам находившейся рядом матери, практически сразу у Саши появились сгустки крови. «Потерпевшая сказала об этом врачу, - рассказал старший следователь Михаил Дворянский, - но Бойченко сказал, что это нормально, посоветовал больше пить и даже не осмотрел мальчика». Обратить внимание медиков на состояние своего сына матери удалось только в 15-30, после этого женщину отправили домой, сказав, что ребенок пробудет в больнице еще два дня. К вечеру врачи сказали ей по телефону, что нужна кровь, но когда она добралась из Сестрорецка, было уже поздно.
Впоследствии медики выдавали различные версии причины трагедии. Здесь были и коварный вирус Эпштейн-Барра, и стечение обстоятельств, и отсутствие крови, и перекладывание ответственности с хирурга на реаниматологов. Следователи отрабатывали каждую. Однако в ходе следствия версии одна за другой были опровергнуты. «В ходе следственных действий по результатам исследования бюро судебной медицины с учетом вопросов, поставленных врачами больницы, - заявил Евгений Ибрагимов, - было установлено, что врач данной больницы на госпитальном уровне допустил медицинские дефекты, которые в дальнейшем привели к смерти пациента». Виктор Бойченко обвиняется в том, что вовремя не заметил открывшееся кровотечение и, следовательно, не предпринял необходимых мер. Хотя в должностной инструкции указано, что именно он должен был наблюдать за мальчиком в послеоперационный период.
«В результате допущенных дефектов от остановки кровообращения в результате шока...» Эта фраза стала приговором для Саши. Станет ли заключение экспертов основой приговора для Виктора Бойченко, решит Василеостровский районный суд. Обвинительное заключение было подписано хирургом 10 октября, в настоящее время он находится под подпиской о невыезде и продолжает работать в детской больнице имени Святой Марии Магдалины.
Юлия Никитина,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Коварный вирус
Дело не в вирусе, дело в человеке
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ