Станция метро «Горьковская» третий день недоступна для пассажиров. В первый рабочий день, 13 октября, корреспонденты «Фонтанки» провели эксперимент, добираясь до нужной точки «по заветам комитета по транспорту». Получились своеобразные гонки по улицам и подземельям Петербурга. Общественный транспорт опередил личный... правда, ненамного.
Станция «Горьковская-транзитная»
Станция метро «Горьковская» не закрылась ни прошлой зимой, ни весной этого года, как планировалось. Для ремонта было выбрано не самое удачное время — осень. На 14 месяцев «мертвого сезона» выпадет как минимум 2 зимы и 2 осени вместо того, чтобы в него «попало» два лета, когда пассажиропоток все-таки меньше.
Дополнительные трудности заключаются в том, что соседними с закрытой станциями «синей ветки» комитет по транспорту пользоваться не рекомендовал, предложив другой маршрут — добираться до нужных мест от «Василеостровской», от «Спортивной» и от «Площади Ленина», при этом пересаживаясь на трамвай. Всё дело в том, что от «Невского проспекта» на другую сторону Невы перебраться очень тяжело, да и станция в связи с экстренным закрытием смежного «Гостиного двора» переполнена. А «Петроградская» не выдерживает сейчас даже «своих» пассажиров. Поэтому очень многие петербуржцы сегодня утром смогли прочувствовать всю «прелесть» выхода с «не рекомендованной» городом станции — рассказывают, что там дело доходит до драк между пассажирами.
Корреспонденты «Фонтанки» решили быть законопослушными и выполнить все указания специалистов из КПТ. Начало эксперимента было назначено на 10.00. Старт должен был состояться от станции метро «Московская». Выбор сделан не случайно. Район большой, метро впускает по утрам большое количество пассажиров, а ветка до «Горьковской» прямая: соблазн не пересаживаться на другую линию и прокатиться до пресловутой «Петроградской» велик.
Автомобильный север Петербурга. Пробочный
Правда, до «Московской» на собственной машине утром тоже нужно как-то доехать. Точка отсчёта: 8.30, станция метро «Площадь Мужества». Дорога пролегала через Лесной проспект, Литейный мост, Загородный и Московский проспекты.
8.50 — машина намертво встала на перекрёстке Диагональной улицы и Лесного проспекта — поворот был блокирован остановившимися на путях трамваями. Автомобили стояли в обе стороны. Движение началось примерно в 9.22, когда «рассосалась» крайняя правая полоса.
9.35 — Литейный мост мало-помалу двигался, но полноценным это движение назвать было сложно. Пробки закончились около пересечения Литейного и Невского проспектов. Движению очень мешали 6 сотрудников ГИБДД, которые задерживали машины для проверки документов у водителей.
10.08 — станция метро «Московская». Здесь коллеги встретились и обсудили правила «гонки», её маршрут и обозначили конечную точку — парковку возле киностудии «Ленфильм».
В 10.20 два корреспондента «Фонтанки» начали свой путь от станции метро «Московская» в сторону Петроградской стороны. Задача одного - добраться «до конечной» на личном автомобиле, другого – используя общественный транспорт.
На оленях хорошо, а на трамвае лучше?
Памятуя о том, что транспортные чиновники крайне не рекомендовали использовать для поездок на Петроградскую сторону одноимённую станцию метро, в качестве промежуточной цели была выбрана «Спортивная». Расставшись с коллегой, через 25 минут «приверженец» общественного транспорта стоял на остановке трамвая возле дворца спорта «Юбилейный». При этом каких-либо проблем при пересадке с «Сенной» на «Садовую», даже несмотря на закрытый для ремонта эскалатор, замечено не было. Впрочем, и время уже было не пиковое. Все, кто стремился на работу или в институт, уже успели проехать. Трамвай подошёл сразу, но ради спортивного интереса было принято решение проверить, выполняет ли ГИБДД свое обещание жёстко карать тех, кто будет нарушать ПДД и выезжать на трамвайные пути на Тучковой дамбе. На Тучковом мосту образовалась пробка из трамваев. При этом ни одного инспектора дорожной милиции в зоне прямой видимости обнаружено не было. А машин-нарушителей — масса. Задача вагоновожатых — просочиться между партиями автомобилей. Когда такой «просвет» появляется, трамваи подходят один за другим .
Остановленный на время фотосессии на Тучковой дамбе секундомер запускается вновь при посадке в трамвай. Спустя 20 минут (!!!) корреспондент «Фонтанки» вышел на Каменноостровском проспекте. Итого на поездку от «Московской» до «Ленфильма» затрачено 50 минут. Результат относительно неплохой, но при ещё открытой «Горьковской» в пятницу это же расстояние было преодолено на 25 минут быстрее! Это значит, что в субботу у каждого, кто пользуется станцией метро «Горьковская», отобрали около 1 часа жизни ежедневно.
Почему же так медленно ехал трамвай? Просто трамвайные пути на проспекте Добролюбова и Кронверкском находятся в отвратительном состоянии. Быстрее 15 км/ч трамваю запрещают разгоняться ограничительные знаки, движение с более высокой скоростью чревато сходом вагона с рельс. Почему нельзя было отремонтировать пути перед закрытием станции метро? По данным источников, пожелавших остаться неизвестными, судьба этой линии вообще находилась под вопросом. Напомним, что прошлым летом Петроградская сторона лишилась значительной части путей. Кронверкский уцелел лишь благодаря закрытию «Горьковской». Но в программу ремонта трамвайных путей, выполняемую, кстати, не Комитетом по транспорту, а Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, тоже не попал. В результате вместо 10-12 минут вагон идёт в два раза дольше.
Дневник автомобилиста
10.20 — отправление от станции метро «Московская».
10.25 — станция метро «Парк Победы», появился хвост ежеутренней пробки на Московском проспекте.
10.43 — станция метро «Электросила».
10.58 — станция метро «Московские ворота», конец пробки на Московском проспекте.
11.01— станция метро «Фрунзенская».
11.04 — станция метро «Технологический институт», поворот на Загородный проспект.
11.07 — станция метро «Пушкинская», поворот на улицу Гороховую с выездом на набережную реки Фонтанки.
11.13 — начало пробки на набережной Лебяжьего канала.
11.30 — выезд на Троицкий мост. Выявилась причина задержки движения автомобилей — на въезде на мост столкнулись два автомобиля, перекрыв две полосы движения.
11.31 — станция метро «Горьковская».
11.37 — парковка вблизи «Ленфильма». Сложности проезда от «Горьковской» возникли из-за того, что на улице Мира, на которой предполагалось развернуться, затруднено движение из-за дорожных работ и припаркованных в 4 ряда автомобилей. Итого — на дорогу затрачено больше часа — так что на трамвае быстрее, но ненамного.
Стоит отметить, что во время поездки несколько раз звонили знакомые и сообщали о том, что станция метро «Петроградская», как и предполагалось, переполнена людьми. «Поехала утром с «Проспекта просвещения» на работу. На "Петроградской" было физически невозможно покинуть вагон — людьми был заполнен весь нижний вестибюль. В итоге решила объехать через «Технологический институт» и «Площадь Ленина», - рассказала знакомая, которая работает неподалёку от крейсера «Аврора».
По заветам комитета по транспорту
После освоения отвлечённого маршрута было принято решение внять комитету по транспорту и использовать в качестве пересадочного узла станцию метро «Площадь Ленина». Конечной точкой была избрана станция "Василеостровская". Корреспондент на машине поехал по маршруту трамвая № 6. Трамвайные пути на этом участке превратились в еще один ряд для движения автомобилей. При этом на отрезке от "Площади Ленина" до «Горьковской» - был встречен всего один (!) милиционер. Он всматривался вдаль, стоя между двумя машинами, припаркованными на пешеходном переходе на улице Куйбышева, и абсолютно никакого внимания не обращал на нарушителей ПДД.
Дневник автомобилиста в данном случае выглядел так:
12.00 - отъезд от Финляндского вокзала. На Боткинской улице пробка. Несколько автомобилей встали в крайнем правом ряду, включив аварийные сигналы. Объехать их можно было только по трамвайным путям. Из-за этого 3 трамвая (2 в сторону «Площади Ленина» и один в обратную) намертво встали.
12.13 — пробка в районе мечети у «Горьковской». Машины объезжают её по трамвайным путям, в частности, по встречным. В сторону «Спортивной» стоят 2 состава.
12.25 — пробка на Тучковом мосту в обе стороны, трамвайные пути заняты.
12.37 — станция метро «Василеостровская».
«Поклонник» общественного транспорта в это время сел в трамвай 6 маршрута. Спустя 20 минут корреспондент «Фонтанки» оказался на улице Лебедева. На улице Комсомола уже успело скопиться несколько трамваев. Им было очень тяжело преодолевать перекрёсток из-за автотранспорта. Оставалось проверить последний вариант маршрута и добраться на Васильевский остров всё на том же трамвае. Несмотря на свеженанесённую разметку вдоль Кронверкского проспекта от улицы Куйбышева до Каменноостровского, большинство водителей её игнорировали. Вагон не мог проехать этот участок около 7 минут. Ни одного сотрудника ДПС не было.
От «Горьковской» к «Василеостровской» два корреспондента стартовали синхронно. «Общественник» оказался там через 25 минут. Второй участник полевых испытаний, передвигавшийся на личном авто, опоздал минут на 5, прибыв позже трамвая.
Подведём итоги
Всё, эксперимент закончен, дальше трамвай, минуя старую застройку Васильевского острова, идёт в глухой промышленный район. В сторону «Приморской», где проживает значительное количество жителей города, а равно и те, кто пользовался до недавнего времени «Горьковской», 6-й маршрут не ходит. В прошлом месяце начались работы на Гаванской улице – меняют трамвайные пути. Впрочем, как сказал первый заместитель председателя Комитета по транспорту Станислав Попов, – «На "Приморскую" надо ездить на метро, а не на трамвае». Однако, как именно следует добираться от закрытой «Горьковской» в сторону «Приморской», используя метро – не указал. Напомним, что единственная станция пересадки с 3 на 4 линию – это «Площадь Александра Невского», да и то только до открытия Фрунзенского радиуса. После его открытия 3 и уже 5 линии общих пересадок иметь не будут. А это значит, что от «Спортивной» пассажирам придётся пересаживаться дважды. Вариант использования в качестве альтернативы «Василеостровской» видится призрачным, поскольку и без дополнительной нагрузки миновать эту станцию, не потеряв пуговиц, очень и очень сложно.
Эксперимент «Фонтанки» не показал всей глубины страданий жителей северных районов города, которые используют станции метро Московско-Петроградской линии. При движении с севера для многих единственно верным вариантом видится использование «Петроградской». Сегодня здесь весь подземный зал был заполнен народом, такого не наблюдалось даже на «Василеостровской». Тем же, кто умудрялся покинуть станцию, добраться до «Горьковской» можно было двумя путями – прямым 46-м автобусом и «кривым» 40 трамваем. Трамвай больше, но и едет дольше, плутая по узким улицам Петроградки. Автобус идёт по Каменноостровскому, но обслуживают его неудобные китайские машины, не приспособленные для работы с большим пассажиропотоком. Выросшее число «Газелей» маршрута К-46 не спасает ситуацию.
В то же время при грамотном подходе и небольшой реконструкции узла возле станции метро «Чкаловская» можно было обеспечить нормальную связь между «Чёрной речкой» и «Горьковской». Но сегодня эти пути, отремонтированные, к слову сказать, в 2000-х годах, остаются не у дел. При ещё более грамотном подходе можно было обеспечить беспересадочную связь от метро «Проспект Просвещения» и из района «Старой деревни».
Намного печальней выглядит транспортное сообщение между «Горьковской» и Невским проспектом. Путей здесь всего два – двигаться в обратную сторону к «Петроградской» или же на 46 и 49 автобусах, с одной пересадкой ехать через забитый транспортом Троицкий мост и Садовую улицу. Трамвай чиновники в этом направлении не запускают, хотя и называют эту схему «запасной».
Автобус 49, пришедший на смену снятому с Садовой улицы 3 маршруту трамвая, идёт к Финляндскому вокзалу. До «Горьковской» он не дотягивает каких-то 900 метров, сворачивая на Куйбышева. Если бы перенести кольцо в район «Горьковской», то это была бы та самая необходимая транспортная вязь.
Через два месяца Сенная площадь станет одним из главных транспортных узлов в городе. Это произойдет после открытия станции метро «Спасская». Учитывая закрытый «Гостиный двор» и «Горьковскую», надо думать о пути-дублере. Лучшим претендентом на эту роль является трамвай. Это второй после метро вид транспорта, обладающий высокой провозной способностью. Однако, как сообщают всё те же анонимные источники, в городе просто не найдется того количества трамваев или автобусов, которое необходимо для устойчивого транспортного сообщения. Все они простаивают в пробках, а «выделенки» создаются всё больше на бумаге, чем на дорогах.
Владимир Фёдоров
Александр Фролов
Фонтанка.ру
P.S. Петербургский метрополитен совместно с комитетом по транспорту подготовили список общественного транспорта, на который предлагается пересесть горожанам. Этот список был распространен сегодня днем.
Гонки вокруг «Горьковской»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ