Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

сев.

759мм 73%
Подробнее
7 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Общество Дмитрий Месхиев: Я не хочу быть разрушителем

Дмитрий Месхиев: Я не хочу быть разрушителем

358
rg.ru

Премьер-министр РФ Владимир Путин на минувшей неделе провел на новой петербургской киностудии «РВС-Петербург» совещание по проблемам российского кино. Генеральный директор киностудии режиссер Дмитрий Месхиев рассказал «Фонтанке» о том, что обсуждалось на совещании, об идее объединения своей студии с «Ленфильмом», а также о новом грандиозном петербургском кинофестивале, который заменит все крупные кинофестивали города.

- Дмитрий, как получилось, что эта встреча прошла на вашей новой киностудии?

- Понимаете, какая штука, ведь это не я организовывал эту встречу. Наверное, повлияли две вещи - столетие кинопроизводства, которое мы отмечаем в октябре, и знаковое, я считаю, событие в нашем кино и в нашей культуре — строительство колоссальной новой киностудии. Я думаю, что, соединив эти два события, в правительстве приняли решение провести совещание именно здесь. Естественно, не мы принимали это решение, и не мы составляли список участников. Но то, что это совещание произошло и произошло в Петербурге — это важное событие. И для города тоже, не только для культуры страны. Ведь это беспрецедентный случай для сегодняшней ситуации. На дорогой петербургской земле построен не сарай, не бизнес-центр и не гипермаркет. Построена киностудия, которая изначально строилась именно как киностудия. В неё вложены огромные деньги, десятки миллионов долларов. И именно как в киностудию. Это знаковое событие для культуры и бизнеса нашей страны.

- Бизнес решил, что можно делать деньги на культуре?

- Бизнес поворачивается лицом к культуре, понимает, что это необходимая составляющая нашей жизни да и самого бизнеса тоже. Это здорово, что председатель правительства собрал это совещание. На нем я, например, услышал замечательную вещь — что с 2009 года на культуру будет выделяться в 2 раза больше денег. И то, что правительство обратило свое внимание на проблемы кинематографа, это тоже хорошо. Все-таки кинематограф - это то искусство, которое формирует глобальное мировоззрение нашего населения, общества. Я не говорю, что мы должны делать тупые, хвалебные фильмы о властях. Но я считаю, что нам нельзя забывать, в какой стране мы живем, кто мы такие. И мы об этом тоже должны снимать кино. Мы же воспитаны все на патриотическом кино. А патриотическое кино - это огромный спектр, от «Андрея Рублева» до «Освобождения».

- Только нынешнее «патриотическое» кино несколько другого качества.

- Совершенно справедливо. Поэтому мы на совещании говорили и о качестве кино. И об отмене 94-го тендерного закона. Потому что сейчас эти тендерные деньги распределяются с точки зрения бухгалтерии, а не с точки зрения искусства. И то, что принято решение по созданию комиссии по развитию кинематографии нашей страны при председателе правительства — это тоже знаковое событие. И это все произошло в нашем городе, на новой киностудии. Это очень хорошо.

- То есть Путин решил, что нужно поговорить о кино, и сам приехал к вам?

- Да, я так понимаю, что Путин решил: пора говорить о кино. В том числе и о кино как о телевидении, как интернет-телевидении, как о мобильном ТВ. Это все виды кино. Что-то из перечисленного является искусством, что-то нет, но все это - контент. Ведь технологии меняются. И я так понимаю, что в правительстве решили — раз произошло такое грандиозное событие, то нужно собраться в Петербурге. А я вам хочу сказать, что, учитывая ту ситуацию, в которой находится сейчас наша главная студия «Ленфильм», а она в ужасающем, плачевном состоянии, нам надо радоваться, что у нас построили эту киностудию. А не злопыхать по этому поводу.

- Тем не менее, я уже слышал от ряда петербургских режиссеров вопросы — а почему собрались на какой-то странной студии, а не на «Ленфильме»? А почему не пригласили меня...

- Как я уже сказал, решение «кого позвать» - принимало правительство, вопрос к его аппарату. Думаю, что решения принимались взвешенно и обоснованно. Не берусь судить и рядить. У меня, знаете, сейчас какое, честно вам скажу, ощущение. Сделано благое дело. Построена киностудия. Не сарай, повторяю, не бизнес-центр. Но вместо того, чтобы радоваться - начинается внутренняя война, оскорбления и прочее, прочее.

- Что-то угрожает их креслам и кабинетам?

- Не знаю, по крайней мере, не от меня. Я не в курсе, что им может угрожать. Я занимаюсь своим делом — я действующий кинорежиссер. Руковожу новой киностудией. С радостью пошел ею руководить, потому что увидел, что это серьезное дело. Там все новое, все по последнему слову техники. Все оборудование - выпуска 21-го века. Там можно работать, делать современную качественную продукцию. Я, честно говоря, считаю, что кинематографическое пространство города едино. И неважно, как это называется. Одна из составляющих моей профессии — умение четко выражать мысли. Я свою мысль выразил четко: я считаю, что было бы замечательно, если бы наша новая студия вошла бы в состав «Ленфильма». Я подчеркиваю — не «Ленфильм» вошел в состав этой студии. А студия вошла в состав «Ленфильма». Что было бы для «Ленфильма» спасением.

- Как вы себе это видите технически? Частная студия. Государственная студия.

- Существует принятый закон о частных и государственных партнерствах. Моя идея этому закону не противоречит. Если это произойдет, будет замечательно. И, заметьте, я не волнуюсь: оставят ли меня директором киностудии. Я радею за весь петербургский кинематограф, а не за то, кто, где и чем будет руководить.

- Но вы понимаете, что сказанные вами на совещании слова уже разошлись, и в городе уже заговорили, что вы хотите захватить «Ленфильм»?

- Конечно, разговоры об этом пошли. К моему великому сожалению. Но я не собираюсь ничего захватывать. Мое дело правое, я абсолютно искренен в своих мыслях и словах. «Ленфильм» находится в ужасающем состоянии. Там нельзя работать. Половина павильонов в аварийном состоянии. Там потолки чуть не рушатся. Там руины. О чем мы вообще говорим?

- А хозяевам вашей-то киностудии это зачем?

- Я не в праве за них решать. Никто же официально ничего не заявлял. Я просто высказал свою точку зрения. Это моё мнение, и не больше. Кто согласен — хорошо. Кто нет — пусть аргументируют. Что плохого в том, что в государственную киностудию «Ленфильм» вложат деньги, оснастят современным оборудованием. Разве в этом есть что-то плохое?

- А кто с этим вашим мнением согласен из чиновников и бизнесменов?

- Со мной много кто согласен из властей, бизнеса, кинематографистов, деятелей искусства. Я не вижу контраргументов.

- Кто, кстати, вообще был на этой встрече?

- Там было много заметных в кинематографе людей. Были руководители всех телевизионных каналов и всех крупнейших ТВ-холдингов. Были серьезные значимые режиссеры - Масленников, Шахназаров, Михалков. Было довольно много чиновников. Министр культуры и его зам по кино – Голутва, министр связи и массовых коммуникаций. Была Валентина Матвиенко, Илья Клебанов, директор «Ленфильма».

- Как директору «Мосфильма» ваша новая студия, ведь его хозяйство, в отличие от «Ленфильма», в хорошем состоянии?

- Мы с ним довольно много общались. Я показывал ему павильоны, техническое оснащение. Он забрал с собой не один буклет студии, а пять, шесть. С большим интересом задавал вопросы. Да всех прибывших заинтересовало наше оборудование и павильоны.

- А жива ли еще идея о глобальном киноконцерне, в который могут объединиться государственные киностудии?

- Она не обсуждалась. Это, правда, странно и глуповато обсуждать. Каждая студия - живой организм. Ну, объединим мы их - и что дальше будем делать? Просить денег у государства?

- «Мосфильм» же не просит.

- В «Мосфильм» на старте были вложены довольно серьезные деньги. А сейчас это за государственный счет никто делать не будет. Мы можем ожидать только инвестиционных денег.

- По поводу увеличения финансирования на культуру — говорилось о том, куда пойдут эти деньги? Можно ведь увеличить финансирование, и вложить их все в мегастройку типа Мариинки-2. Это тоже будет культура.

- Мы как раз и приняли на этом совещании решение о формировании совета при премьер-министре по вопросам кино и его развития. Не знаю, кто в него войдет, но это важный знаковый шаг — ведь нельзя на одном совещании решить все проблемы. Куда направить, как правильно направить, по каким направлениям, как распределять — мне кажется, комиссия должна заниматься именно этим.

- Ведь просто увеличением господдержки мы, как заметил писатель, председатель питерского СЖ Андрей Константинов, добьемся только появления вместо одного фильма «Код Апокалипсиса» десятка таких же. А кино от этого никакой пользы не будет.

- Совершенно справедливо. Поэтому нужно думать о качестве. Мы можем квотировать западное кино, запрещать, но пока мы не начнем делать продукцию, достойную по качеству, содержанию, по своей идеологии, в конце концов, мы не сможем бороться с западным кино, нормально конкурировать.

- Какие еще важные решения были приняты?

- Я уже упоминал, что фактически принято решение о проведении тендеров в культуре, об изменении пресловутого 94-го закона. Что, конечно, счастье, и выход из ужасной ситуации. Но для этого надо менять законодательство. Об этом и стоял вопрос, и председатель правительства все правильно понял. Я так понимаю, что депутатам будет предложено внести изменения в закон. Если это получится, уже большая победа.

- Сейчас, конечно, культура выходит из положения только с помощью фальсификаций.

- Да, сейчас сплошная липа. Представляете, чтобы оргкомитет, 15 лет проводящий фестиваль, смог проводить его в очередной раз, ему тоже нужно выиграть конкурс, пройти тендерную комиссию.

- Кстати, можно ли уже рассказать читателям про новый петербургский кинофестиваль?

- Да, об этом уже можно говорить. Я, будучи главой союза кинематографистов Петербурга, собрал представителей наших крупнейших кинофестивалей - «Виват кино России!», «Фестиваль фестивалей», «Послание к человеку», «Начало». Нам нужен большой фестиваль, который не мешает московскому, но имеет своё лицо, свой статус, символ и традиции. Удалось убедить наших фестивальщиков объединить силы, отказаться от своих фестивалей и создать единый большой международный Санкт-Петербургский фестиваль. Я думаю, что первый раз он пройдет через 2 года. Но, во всяком случае, сделан колоссальный шаг вперед. Все сели за стол переговоров и умудрились договориться. На фестивале могут быть представлены все главные направления кино - игровое, документальное, анимационное, короткометражное, студенческое. Для каждого - своя площадка, свои конкурсы. Это будет такой многоконкурсный фестиваль, что вполне может стать его определенной изюминкой и фишкой. Все оргкомитеты объединятся, но это уже технический вопрос. Про остальное пока говорить рано.

- А как ваша идея с единым центром на базе «Родины» и «Дома кино»?

- Теплится и движется. Нужно не ущемить при этом интересы кинематографистов и соблюсти интересы города. Я не хочу быть разрушителем.

С Дмитрием Месхиевым беседовал Михаил Гончаров.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях