Последствия финансового кризиса начали ощущать петербургские инвесторы. Из-за сложностей, связанных с недостатком свободных средств, о приостановке проекта строительства завода в Петербурге заявила компания-производитель автокомплектующих Magna. Остальные представители петербургского автокластера не спешат поддаваться пессимистическим настроениям и рапортуют: заводы питерского автопрома будут запущены в срок.
О том, что канадская компания Magna «заморозила» проект строительства завода по производству автозапчастей в Петербурге, стало известно сегодня. Об этом рассказал заместитель председателя городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Фивейский. Как отметил чиновник, ситуация с этим проектом изначально развивалась сложно, поэтому компания вынуждена была приостановить его реализацию.
О дальнейших планах компании пока ничего неизвестно. Но, как отмечают аналитики рынка, Magna вряд ли вернется к идее создания петербургского завода. А если так, то город может смело подыскивать нового инвестора на освободившиеся 30 га в Шушарах, которые были выделены автопредприятию в 2006 году.
На других предприятиях кластера действиями Magna были крайне удивлены. Сворачивать производство и отменять строительство заложенных под Петербургом заводов пока ни одно из автопредприятий не собирается. Как прокомментировал «Фонтанке» директор по производству ООО "Ниссан Мэнуфекчуринг Рус" Дмитрий Михайлов, на формирующийся в Петербурге автокластер закрытие проекта Magna серьезного влияния не окажет. «У каждого производителя свои договоренности о поставках, Magna могла бы упростить процедуру получения комплектующих, но полностью блокировать работу заводов ей не под силу», - рассказал Михайлов. Он также уточнил, что финансовый кризис, конечно, может сказаться на состоянии сектора в целом, но пока автопредприятия работают в обычном режиме и никаких трудностей не ощущают.
Это подтверждают и в Смольном. Как прокомментировали «Фонтанке» в КЭРППиТ, ситуация с другими инвестпроектами по строительству автозаводов остается стабильной, сроки их введения в эксплуатацию не изменились. Это подтвердили «Фонтанке» и на самих предприятиях, которые готовятся открывать производство под Петербургом. Не изменил своих планов GM. Его завод откроется 5 ноября этого года.
Однако эксперты кластера говорят, что изменения на рынке окажут влияние на петербургский автокластер уже через 2-3 месяца. Как сообщили «Фонтанке» представители крупнейших городских дилеров, в последнее время рынок продаж новых иномарок существенно сократился. Сказалось на количестве сделок сокращение кредитных программ в большинстве банков. Около 60% сделок, которые раньше заключались с учетом кредитов, теперь под угрозой срыва. Банки все чаще отказывают заемщикам или затягивают процедуру рассмотрения заявки.
Но пока заказов у автопроизводителей меньше не стало. Планов по сокращению смен нет, и, как сообщили «Фонтанке», о сокращении производства из-за кризиса на уже работающих предприятиях кластера Ford и Toyota речи не идет. Компании собираются работать в обычном режиме.
При этом ни для кого не секрет, что крупнейшие автопроизводители уже начали закрывать свои заводы по всему миру. О закрытии нескольких предприятий в Европе корпорация GM сообщила 7 октября. Приостановить собираются работу производств в Германии, Англии, Испании и Порутгалии. Суммарно выпуск концерна сократится на 40 тысяч автомобилей в год. В компании эти действия объясняют тем, что количество продаж в последнее время сильно упало, а работать на склад в GM не хотят.
О заморозке ряда производств в США на неделе объявили также соотечественники GM - Ford и Chrysler. Они из-за снижения продаж более чем на 30% вынуждены закрыть десятки заводов. Крупнейшие японские автопроизводители Toyota, Honda и Nissan сократили общее производство автомобилей еще в сентябре опять же из-за сильного падения спроса.
Очередь дошла и до российских производителей. Об остановке и сокращении объемов производства уже объявили группы ГАЗ и КАМАЗ. По итогам 9 месяцев 2008 года группа ГАЗ уже сократила производство грузовых автомобилей на 3 %, и в связи с временной остановкой производство автомобилей в группе должно снизиться еще на 1 % до конца текущего года. КАМАЗ же и вовсе планирует сократить производство грузовых автомобилей на 20% по отношению к 2007 году.
Поскольку ситуация на мировых рынках грозит вылиться в затяжной кризис ликвидности, положительных прогнозов по развитию авторынка эксперты не дают. Аналитики осторожно заявляют, что российский автопарк, скорее всего, в ближайшее время не будет обновляться так активно, как в докризисный период.
Мария Могилевская
Автокластер на глиняных ногах
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ