Полномочия Комитета по градостроительству и архитектуре могут быть сокращены – или путем раздела этого комитета на два. Или путем передачи части функций градостроительного комитета Комитету по земельным ресурсам. Оба варианта обсуждались в Смольном, и существует вероятность, что один из них будет вскоре реализован. Как говорят эксперты, это может сказаться на градостроительной политике города.
Сейчас Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) занимается широким кругом проблем – работает над Генпланом, следит за его исполнением, составляет регламенты застройки, оформляет земельные участки, проводит градостроительные конкурсы, утверждает архитектурные проекты, занимается эстетикой городской среды (скульптуры, фасады и прочие мемориальные доски) и т.д. При этом за многими из этих вопросов стоят весьма крупные деньги.
По нашей информации, отдельные интересанты считают, что полномочий у Комитета по градостроительству слишком много. И комитет стоит или поделить на два (в одном оставив архитектуру), или изъять из него хотя бы землеустроительные функции, передав их Комитету по земельным ресурсам (КЗР). Утверждают, что в этом, в частности, заинтересованы девелоперы, впрочем, они свою заинтересованность в таком переделе нам официально не подтвердили.
Наши источники в Смольном подтверждают, что оба варианта – раздел комитета или передача части его полномочий другим подразделениям Смольного - обсуждались этим летом, но затем решили отложить решение вопроса до принятия Правил застройки и землепользования (Валентина Матвиенко называет это делом первоочередной важности). Общественные слушания по проекту ПЗЗ завершились (в ноябре правила передадут в ЗакС), и поэтому процесс может возобновиться.
Опрошенные нами архитекторы вспомнили регулярно возникающие разговоры о желании городской администрации разделить функции главного архитектора и председателя Комитета по градостроительству, как это было во времена СССР. В таком раскладе главный архитектор становится полудекоративной фигурой, которая занимается идеями и стратегическим планированием. Все необходимые инвесторам согласования выдает председатель КГА.
На условиях анонимности ряд специалистов отметили обстоятельство, важное для обсуждаемой темы. Продолжают действовать два распоряжения городского правительства, позволяющие устанавливать границы земельных участков под многоквартирными жилыми домами без проекта межевания, по нарисованному «на коленке» плану, а также определять границы огромных промышленных территорий по фактическому землепользованию. Прокуратура и депутаты считают их противоречащими Градостроительному кодексу РФ, Смольный считает прямо противоположным образом.
Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Александр Викторов не стал комментировать информацию о вероятности переустройства комитета, но на вопрос о том, не слишком ли много функций у КГА, ответил:
«Уменьшать полномочия КГА, на мой взгляд, некуда. Все, что не является основными функциями КГА, – уже отошло, раньше комитет занимался и охраной памятников, и технической экспертизой. Сейчас осталось то, что должно остаться. Наш комитет объединяет почти все аспекты развития города – оторвать что-либо невозможно.
Потому что надо исходить из функций градостроительной целесообразности. Например, нам предлагают межевать участки, принадлежащие разным собственникам, по факту. Но что мы тогда получим – как пойдет дорожная сеть? Огибая кривые границы участков? Так у нас получится не город, по крайней мере, не город Петербург. При разработке документации должен быть приоритет градостроительный, а не приоритет оформления участков. Мы должны подходить к этому вопросу четко – планировочная структура должна делаться так, как нужно городу, а не как хочется собственникам. Оформление границ землепользования должно подчиняться градостроительной логике. Если будет наоборот - мы превратим Петербург в среднеазиатский город».
Еще ряд наблюдателей связывают слухи об урезании полномочий КГА с давними разговорами о недовольстве в Смольном Александром Викторовым. Причиной такого недовольства наблюдатели называют его нежелание как публично, так и кулуарно поддержать проект 396-метрового небоскреба «Газпрома». Смольный чувствителен к этой теме и сдержанную реакцию от любого чиновника воспринимает неодобрительно.
На днях из нескольких источников поступила неофициальная информация, что председатель КЗР Юлия Киселева, к которой благоволят в Смольном, заменит Александра Викторова на посту председателя КГА. Тогда следующим логичным шагом было бы выведение из состава этого комитета службы главного архитектора. Впрочем, наши источники сомневаются, что такая замена может произойти в одночасье. Г-жа Киселева имеет юридическое образование, которого недостаточно для руководства КГА.
Вадим Шувалов, Станислав Боков
Город 812
Комментарии
Хорошо ли разделить Комитет по градостроительству?
Владимир Аврутин, заместитель генерального директора института «Петербургский НИПИград»:
- Ныне существующая ситуация такова: КГА является уполномоченным органом городской администрации, выпускающей распоряжение о разработке проектов межевания территорий. Межевание разрабатывается в масштабах квартала и определяет территории общего пользования и ту землю, которая делима на отдельные участки. Последние могут принадлежать собственникам существующих зданий или предоставляться инвесторам для строительства. КГА и КЗР каждый отдельно проверяют проект межевания. После его утверждения городским правительством, и только по заявке интересанта (инвестора, ТСЖ и т.д.) земельные участки регистрирует КЗР.
Проблема в том, что Градостроительный кодекс РФ, действующий почти четыре года и сломавший прежнюю согласованную систему СНИПов и ТСНов, предполагал создание десятков подзаконных актов на федеральном и региональном уровне. За прошедшее время почти ничего не создано. Нет ни четкой и однозначно понимаемой всеми инструкции по разработке проекта межевания, ни положений о резервировании земли, о публичных сервитутах и т.д. Часть необходимых документов была разработана нашим институтом, но они завязли в юридических согласованиях.
В 1990-е годы сложилась практика, когда границы земельных участков определялись сами по себе, в индивидуальном порядке, без проектов межевания и зачастую «по обрезу фундамента», что привело и приводит к многочисленным конфликтам и создавало основу для так называемой уплотнительной застройки.
Дополнительная сложность состоит в том, что если межевать землю в кварталах 1960 - 1980-х годов застройки по всем требованиям с выделением нормативной территории для зелени, детских площадок, подъездов в дому (все эти показатели зависят от количества квартир), то ни в одном квартале территории не хватит.
Но все это не снимает ответственности с КГА, его работа не устраивает инвесторов. Слишком медленно утверждаются проекты межевания территорий. Слишком много субъективности при принятии решений из-за отсутствия четкой законодательной базы. КГА должен быть, прежде всего, градостроительным ведомством, которое определяет градостроительную политику и правовую базу в сфере градостроительства.
Проблема реформирования давно назрела. Каким образом ее решать — передавать ли полномочия от одного комитета другому, принимать кадровые решения, дело городской администрации. На мой взгляд, главное - создание нормативно-правовой базы, которая сделает градостроительный процесс эффективным и независимым от конкретного чиновника.
Никита Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44»:
- На мой взгляд, передача полномочий по утверждению проектов межевания территорий от КГА к КЗР противоречит Градостроительному кодексу. Но если допустить, что будет изобретена какая-то юридическая конструкция для такой трансформации, то для практикующих архитекторов мало что изменится. Наш рынок строительства и проектирования останется стихийным и непредсказуемым. Выход я вижу в создании в Петербурге четкой градостроительной политики, которая не зависит от воли инвесторов. Город должен иметь жесткие правила игры и не отклонятся от них под давлением денег. Именно так происходит в большинстве европейских стран.
В. Ш.
Земля и воля
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ