Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Комсомольцы-добровольцы

Комсомольцы-добровольцы

231

Прошло только 17 лет с момента упразднения СССР, его правящей компартии и ее молодежной «дочки» – комсомола. И вот, в конце октября 2008 года на общефедеральном уровне, при всемерной поддержке властей, под контролем губернаторов на местах и с массовым гулянием во Дворце съездов Кремля, будет отмечаться 90-летие ВЛКСМ. Комсомол сгинул, а юбилей его страна будет отмечать. Два варианта: или шизофрения, или начальство определилось с национальной идеей. Новая не придумалась, начинаем оттирать от нафталина прежнюю. Похоже, теперь снова будем всем колхозом строить Великую Державу, способную бороться за мир во всем мире. Остальное признается вторичным.

Сначала факты. Губернатор Архангельской области в августе официально возглавил комитет по подготовке к празднованию комсомольского юбилея. Я был в Архангельской области в середине сентября — на совещание по поводу праздничных мероприятий в честь ВЛКСМ вызвали мэров крупных городов, директоров крупных градообразующих предприятий. Те помчались — из Северодвинска и Котласа. То есть, в Поморском крае отмечать юбилей собрались на широкую ногу, раз элита региона тратит на подготовку столько своего драгоценного времени. В мире финансовый кризис, крупнейшие экономики вот-вот утянут страну за собой в экономическую пропасть, а тут — тишь, гладь и комсомольская благодать.

Ладно бы так было только в глухом Поморье. В прошлую среду депутаты Законодательного собрания Ленинградской области на своем заседании сообщили, что готовятся полноценно отмечать круглую дату – впрочем, как и вся страна. Потому что не бывает в главном Дворце съездов страны мероприятий, не санкционированных в Кремле. А юбилейная акция назначена здесь на 25 октября, и значит, региональное начальство в Москве получило сигнал на официальную подготовку к празднованию 90-летия ВЛКСМ.

Если кто забыл, то аббревиатура расшифровывается как Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. Многие наши высшие чиновники начинали свою карьеру именно в этой организации. Впрочем, в политической элите России в 2008 году вообще сложно найти кого-то, кто не был комсомольцем. В наследство от Советского Союза новой России досталось немало сложностей. Но самая серьезная и пока непреодолимая – это руководители всех уровней, воспитанные и выхолощенные советской системой, а теперь управляющие государством.

Не подумайте, что кого-то хочу оскорбить. Просто главным условием карьерного роста в комсомоле было умение демонстрировать преданность «делу партии» – то есть начальству. Ни эффективное управление хозяйством, ни увеличение реальной производительности труда или рационализаторство не ценились так, как лояльность начальству – тогда ее еще называли идеологической подкованностью. Колебалась линия партии, в унисон колебался комсомол. И за это его администраторов осыпали благами – карьерными и номенклатурными, премиями, дачами, служебными машинами, дорогими норковыми шапками и дефицитными товарами. В итоге такого идеологического служения образовался огромный класс высокопоставленных иждивенцев.

Конечно, в сравнении с сегодняшними чиновниками комсомольцы были просто детьми. Особенно по уровню благ, получаемых в качестве платы за преданность руководству партии и правительства. Да и система кормления изменилась — стала децентрализованной, и теперь бывший юный комсомолец сам решает, от кого сколько и чего получить, кого нагнуть-помучить или вовсе реприватизировать. Прежние комсомольцы и мечтать не могли о собственных виллах в буржуазной Европе, словосочетание «миллион долларов США» вселяло в них страх и тревогу. Теперь рефлекс другой – приятное почесывание ладошек, которые даже не потеют, потому что волноваться особенно не о чем.

Впрочем, есть одно общее место у прежних и нынешних руководителей. В СССР партия и комсомол воспитывали в духе иждивенчества всех остальных сограждан. Неважно, как плохо или хорошо ты работаешь – все равно будешь примерно одинаково бедным, от голода и холода умереть тебе не дадут, об этом начальство позаботится. Будешь демонстрировать ему лояльность, могут продвинуть на теплое место. Выскочек в такой системе не терпели.

К сожалению, в государственном аппарате с тех пор вообще система ценностей поменялась мало – люди-то на ключевых должностях или вовсе партийные, или прошедшие комсомольскую школу. В середине 1990-х премьер-министр Виктор Черномырдин со свойственным ему простодушием восклицал, что какую партию власти не начинаем строить, все КПСС получается. Неудивительно. Привычка к иждивенчеству в обмен на лояльность начальству – главная беда нашего общества.

Вот многие ругают милицию и ГАИ за коррупцию и плохую работу. А там просто чудом сохранившийся оазис советской системы: все так же мало платят и вовремя присваивают очередные звания с грамотами и художественной самодеятельностью, все так же работа идет по совдеповским инструкциям и ради липовой статистики, все такой же раздутый вчетверо штат и огромный начальственный аппарат, железно скрепленный вертикальной лояльностью. И вы хотите эффективной работы от системы, уже 90 лет эффективно воспитывающей профессиональных иждивенцев?

Наверное, это такой отечественный социальный закон. Как только цены на нефть растут, страна начинает плодить иждивенцев и отмечать юбилеи комсомола, главной задачей которого было именно что воспитывать лояльность. Народ так и воспитан. Он готов за материальные блага демонстрировать начальству преданность, не бузить и большинством голосовать за партии власти, единые или справедливые – не суть как важно. Но только если при этом зарплаты и пенсии растут ощутимее цен, а работать не приходится слишком много. Это наш общественный договор, скрепленный массовой ностальгией по временам советского застоя. Который кончился, напомню, колбасным голодом в конце 1980-х.

Но высшие чиновники эту ностальгию тоже чувствуют и испытывают – комсомольцы все-таки. Отсюда и 90-летие ВЛКСМ с размахом, и внешнеполитическая риторика, вполне напоминающая брежневскую. Да даже союзники примерно те же – Уго Чавес да Фидель с Ким Чен Иром. Понятно, что следующий шаг – это возрождение советской национальной идеи: Великая Держава заставит себя уважать любой ценой. Нам всем предстоит снова стать солдатами партии и комсомола.

Андрей Смирнов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях