В Петроградском суде, где проходят слушания по делу потребительского кооператива «Союз-авто», задолжавшего, по версии следствия, своим вкладчикам более 145 млн. рублей, впервые была озвучена версия организатора этой компании подсудимого Семена Гордеева. По его словам, выплатить обещанные вкладчикам кредиты ему помешал дефолт 1998 года, создавший кооперативу дебиторскую задолженность в 1 млн. долларов, и его арест, сорвавший реализацию амбициозного проекта по освоению зольных отвалов (отходы переработки сланца). Доходность этого проекта может составлять, по словам подсудимого, 10 тысяч процентов. Однако, как заявил на процессе Семен Гордеев, деньги вкладчикам еще можно вернуть.
Этот резонансный процесс начался с неожиданности. На предыдущем процессе создатель потребительского кооператива «Союз-авто» Семен Гордеев заявил о своем желании дать показания первым. Как правило, первой представляет доказательства прокуратура, а уже после нее допрашивают подсудимых. Однако подсудимый заявил, что он стоял у истоков «Союз-авто» и обязан рассказать историю этой компании.
Сегодня впервые была публично оглашена версия стороны защиты о причинах крушения кооператива «Союз-авто». По словам Семена Гордеева, он несколько лет исследовал проблему выдачи займов: создал несколько фирм и на практике проверил свои наработки. Убедившись в их успешности, он в 1997 году организовал ЗАО «Авто-кредит», которое, как следует из его названия, занималось выдачей займов на покупку автомобилей. Год предприятие успешно просуществовало, после чего по предложению Федеральной комиссии по ценным бумагам оно было перерегистрировано как потребительский кооператив «Союз-авто». Вместе с обновлением названия были обновлены и направления работы: теперь, кроме кредитования будущих автовладельцев, компания занималась выдачей кредитов на покупку бытовой техники – в нескольких торговых центрах были открыты ее представительства.
Впрочем, успешное, по словам подсудимого, существование «Союза-авто» длилось недолго. В 1998 году наступил дефолт, из-за которого у компании образовалась дебиторская задолженность в размере около 1 млн. долларов. «Все договоры с пайщиками заключались в долларах. И когда он резко скакнул вверх, то пайщики не смогли рассчитаться с нами»,- заявил суду Семен Гордеев.
В дальнейшем руководство «Союз-авто» пыталось вытащить кооператив из этого кризиса, но все попытки оказывались малоэффективными. Если до кризиса возврат кредитов составлял почти 100%, то после дефолта этот показатель упал до 80%. По словам Гордеева, «выбиванием» долгов занимались не только «ребята в хорошей физической форме, крутившиеся около "Союз-авто"», но и сотрудники милиции, работавшие в отделах по соседству с офисами кооператива.
Кроме того, в марте 2003 года была запущена программа с элементами сетевого маркетинга «Еврокредит», призванная снизить финансовые риски при выдаче займов почти до нуля. Под ее реализацию были созданы еще две фирмы: «Рантье» и «Рента-сервис». Клиент обращался в «Союз-авто» и, выплачивая 20% от суммы будущего кредита, становился владельцем активов компании «Рантье». Однако на настойчивые вопросы представителей прокуратуры и потерпевшей Семен Гордеев так и не смог объяснить, что из себя представляли эти самые пресловутые активы. «Это виртуальная ячейка в бинарной матрице…», - начал подсудимый, но гособвинитель попросила его объяснить так же, как объясняли клиентам. Вторая попытка Семена Гордеева не прояснила ситуацию: «Актив «Рантье» - это ящичек, куда сыплются деньги от новых поступлений». В итоге, по словам подсудимого, и «Еврокредит» себя не оправдал.
Такая ситуация продолжалась до 2005 года, пока на горизонте не появился инвестиционный проект по освоению зольных отвалов, на которых хранятся отходы переработки сланцев, в Ленинградской области. «Мы купили 14 млн. тонн. 1 тонна стоила копейки, после переработки ее стоимость возрастала до 1,5 тысяч рублей. Доходность – 10 тысяч процентов!», - рассказал подсудимый Гордеев.
Однако эта ослепительная идея нового Эльдорадо, построенного на зольных отвалах, смутила судью Петроградского суда Наталью Беганскую. Она попыталась понять, каким образом зольные отвалы могли превратиться в крупные деньги. По словам Семена Гордеева, они намеревались превратить отходы в удобрения, которые продали бы в Краснодарский край. Но не сложилось. Вторым направлением работы было производство пенобетона. Ради него, как заявил Семен Гордеев, летом 2005 года были приостановлены выплаты пайщикам «Союз-авто» - требовались деньги на запуск производства. Однако это проект так и не было реализован: осенью 2005 года Семен Гордеев был задержан, а потом и арестован
Впрочем, подсудимый считает, что еще не все потеряно и деньги могут быть вкладчикам возвращены. Если будет реализован проект с переработкой зольных отвалов.
Напомним, что кооператив «Потребительское общество "Союз-авто"», созданный в 1998 году Семеном Гордеевым, действовал в Петербурге с 2001 по 2005 год. По версии следствия, «строители пирамиды» предлагали своим потенциальным клиентам выдать займы без залога и поручительства в течение 15 дней после обращения. Граждане обращались в офисы компании, где им предлагалось заплатить 20% от необходимого займа (залоговые взносы). Согласно материалам дела, их размер колебался от 3 тыс. рублей до 600 тыс. рублей.
В середине 2005 года офисы «Союз-авто» закрылись, и обманутые вкладчики обратились в милицию. Было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, в рамках которого и были задержаны Гордеев, Шевцов, Петербургский, Савинцев, Полянский и Бызов. Им было предъявлено обвинение в мошенничестве и легализации денежных средств, полученных преступным путем.
В деле насчитывается 300 томов, 78 из которых составляет обвинительное заключение. В рамках дела подано около 500 гражданских исков, по каждому из которых граждане требуют от 12 тыс. рублей до 600 тыс. рублей. Следствие изъяло и арестовало у подсудимых имущества на 60 млн. рублей.
Фонтанка.ру
Создатель «Союз-авто»: "Деньги вкладчикам могут быть возвращены"
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ