Официальная Россия молчит по поводу захвата судна сомалийскими пиратами. Уже 6 дней украинский сухогруз «Фаина» находится во власти морских разбойников. Среди 21 заложника есть и граждане России (жители Петербурга). Но, похоже, этот факт мало интересует российские власти. «Фонтанка» попыталась найти чиновника, которому небезразлична судьба россиян.
Недоумение, вызванное молчанием официальной России по поводу захвата судна сомалийскими пиратами, постепенно переходит в возмущение. Прошло уже 6 дней с тех пор, как украинский сухогруз «Фаина» находится во власти морских разбойников. Среди 21 заложника (по состоянию на 25 сентября) трое граждан России — жители Санкт-Петербурга. Но, похоже, этот факт мало интересует российские власти. «Фонтанка» попыталась найти чиновника, которому небезразлична судьба россиян, захваченных пиратами у африканских берегов.
В департаменте информации и печати российского МИДа корреспонденту «Фонтанки» довольно равнодушно заявили, что ответы на все интересующие журналиста вопросы будут получены только после официального запроса. Никакого беспокойства за судьбу петербуржцев дипломатами выражено не было. Прорвавшись сквозь оборону мелких служащих, «Фонтанке» все же удалось получить комментарий от МИДа.
Как заявил заместитель директора Департамента информации и печати министерства Игорь Лякин-Фролов, российские дипломаты «тесно работают с украинскими партнерами». Более конкретной информацией господин Лякин-Фролов то ли не располагал, то ли не посчитал нужным делиться. По поводу родственников заложников дипломат пояснил, что выходить на контакт с ними МИД России не считает целесообразным — им просто нечего сказать. «Мы сами ничего не знаем», - заявил он.
Петербургские власти пока тоже не готовы даже выразить соболезнования свои горожанам. Возможно, вопросами действий (или бездействия) официальных структур займется Уполномоченный по правам человека по Санкт-Петербургу. Но об этом станет известно только после возвращения Игоря Михайлова из рабочей командировки.
Единственной структурой, которая смогла дать четкий комментарий, оказалась пресс-служба Военно-Морского Флота РФ. «Сторожевой корабль вышел из Балтийска еще 24 сентября - до того, как стало известно о захвате украинского судна, - заявил «Фонтанке» пресс-секретарь ВМФ Игорь Дыгало, - такая задача «Неустрашимому» была поставлена в связи с тем, что участились случаи захвата судов пиратами». В настоящее время корабль находится в Атлантическом океане, следует курсом на Гибралтар. Но говорить о том, когда российский корабль окажется в непосредственной близости от захваченного судна, пока рано, - «Неустрашимый» еще даже не вошел в Средиземное море.
Но даже когда военные моряки прибудут к месту своего нового назначения, ситуация вряд ли изменится. Сторожевой корабль просто встанет «по соседству» со своими иностранными «коллегами» и будет наблюдать за развитием событий. На карту поставлены жизни 20 человек, чтобы начинать силовой захват теперь уже фактически ставшего пиратским судна. Как сообщает интернет-ресурс «Лайф.ру», пираты угрожают убить заложников при малейшей попытке военных подойти к «Фаине» поближе.
Первые сообщения об очередном захвате судна появились в СМИ ближе к вечеру 25 сентября. Как стало известно из информации пресс-службы МИД Украины, в тот день в 17:04 в морской консультационный центр в городе Пиреней (Греция) поступило сообщение о захвате пиратами вблизи сомалийского побережья судна «Фаина», которое шло под флагом Белиза. Вскоре пришло известие о смерти капитана - петербуржца Владимира Колобкова. Сегодня на борту захваченного сухогруза находятся 17 граждан Украины, двое россиян и 1 латыш. Судно перевозило военную технику, около 30 танков Т-72.
Новый всплеск интереса у журналистов был вызван обнародованным фактом, что русские заложники — жители Петербурга. «Подхлестнуло волну» известие о смерти капитана корабля. Как предполагает вдова моряка Елена Колобкова, причиной трагической кончины могло послужить давление, «подскочившее» в связи с беспокойством за судьбу своего корабля и экипажа. «Со здоровьем у него всегда было все в порядке, - уверяет женщина, - проблем с сердцем никогда не возникало».
Официальное подтверждение о смерти мужа Елена Колобкова услышала от представителя компании-менеджера судна ("SC Tomex of Tomex Team Inc"). «Мне рассказали, что в 16-00 Владимир вышел на связь с представителями компании, он успел только сообщить, что судно захватывают», - рассказала женщина корреспонденту «Фонтанки». Как стало известно позже, в этот момент к судну «Фаина» пришвартовались три катера с вооруженными людьми.
фото из семейного архива Виктора Анатольевича Никольского, - на сегодняшний день он взял на себя полномочия капитана после смерти Владимира Колобкова.
Справка:
С начала года в мире произошло несколько захватов пиратами иностранных кораблей.
9 сентября вблизи острова Бони Айлэнд было осуществлено нападение на судно H/T Blue Ocean. Семерых из 25 членов экипажа захватчики увезли в неизвестном направлении. Среди похищенных - граждане Нигерии, Великобритании, Северной Африки и один украинец - выходец из Севастополя. Захватившие судно нигерийские пираты до сих пор не обнародовали свои требования.
26 июля стало известно о нападении у берегов Африки. На борту буксира Hercules, ходящего под португальским флагом, было 12 человек: трое россиян, восемь украинцев и поляк. На них напала вооруженная группа из 24-х человек. Пять членов экипажа (в том числе двое украинцев) были освобождены и доставлены в нигерийский город Порт Харкорт.
Самое громкое нападение произошло 28 мая в Аденском заливе. Сомалийские пираты захватили немецкое судно Lehmann Timber, на борту которого находились 15 человек, в том числе четыре гражданина Украины и россиянин - капитан судна. 8 июля моряки были освобождены в обмен на выкуп.
4 апреля близ Сомали пираты захватили французскую яхту Le Ponant. В состав экипажа судна входили 30 человек, из которых одна была гражданкой Украины. 11 апреля стало известно, что все заложники отпущены на свободу. Как утверждает консульство Украины в Марселе, освобождение заложников стало результатом успешных переговоров, проведенных между пиратами и компанией-собственником яхты.
Еще в начале этого года в своей постоянной сводке о наиболее пиратоопасных районах мира специалисты ФГУ «Морская безопасность» (http://www.msecurity.ru/) больше всего внимания уделили водам вблизи побережья Сомали. По имеющимся данным, «центром сообщений о пиратстве ММБ получены сообщения о 31 случае совершенных нападений или попыток нападений в 2007 году. Вероятно, о многих нападениях вообще не сообщалось.
Борьба с пиратством должна носить международный характер, — такое мнение высказали все эксперты, опрошенные «Фонтанкой». До сих пор не существует конкретных рекомендаций, как именно следует вести себя в случаях захватов. На российских судах в последние годы внедрена система безопасности — с использованием так называемых «тревожных» кнопок, но их расположение на судне знает ограниченное количество людей. В случае опасности из любой точки мирового океана в Москве будет получен сигнал бедствия. Вопрос в другом — что с этим сигналом делать дальше? Каким образом отражать атаку и как вызволять взятую в плен команду.
По этому вопросу существуют инструкции 2000 года, которые предписывают капитану и экипажу незамедлительно сообщить о произошедшем, объявить общую тревогу, передавать информацию об угрозе всеми возможными средствами, в том числе с помощью осветительных приборов. Теми же осветительными приборами — мощными фонарями и прожекторами предлагается ослеплять карабкающихся злодеев. Другой способ — пытаться сбить нападающих мощной струей воды из брандспойта. А вообще же в пиратоопасных районах предлагается держать по возможности полный ход. И это — рекомендации, выработанные международными специалистами. Действительно, в некоторых случаях даже в этом году подобные меры самообороны со стороны экипажей судов давали положительные результаты. В сводке пиратских нападений ФГУ «Морская безопасность» о них неоднократно говорится, однако реально действенных способов для защиты от вооруженных бандитов у экипажей достаточно часто нет — на вопрос о выдаче разрешений командам на хранение оружия ответ был отрицательным. Вооруженный конвой — дело в данном случае добровольное и дорогостоящее.
Юлия Никитина,
Ксения Потеева
Фонтанка.ру