В среднем петербуржцы оценивают свою жизнь в 5 млн. рублей, москвичи – на четверть дороже. Женщины считают себя более чем в два раза «дешевле» мужчин. И при этом 90 процентов населения полагает, что размер возмещений, выплачиваемых семьям погибших, совершенно недостаточен. Таковы итоги необычного исследования, проведенного страховыми компаниями.
В среднем более 14 тысяч россиян, опрошенных Центром стратегических исследований «Росгосстраха», оценили жизнь в 4 млн рублей. Это та сумма, которую опрошенные в 35 городах считают справедливым возмещением в случае гибели взрослого члена семьи, например, в случае аварии на производстве или на транспорте.
Умру за N зарплат
В законодательстве России понятие «стоимость жизни» отсутствует. Предусмотрена лишь некая компенсация, выплачиваемая членам семьи в случае гибели родственника. Чаще всего она взыскивается с виновника или иного ответственного за происшествие, ставшее причиной смерти. От государства – пенсия по потере кормильца, рассчитываемая исходя из официального дохода погибшего.
«Очевидно, что человеческая жизнь бесценна как с этической, так и с практической точки зрения – ее невозможно купить ни за какие деньги, – поясняет Алексей Зубец, руководитель Центра стратегических исследований «Росгосстраха». – Финансовые вложения могут лишь помочь продлить ее в каких-то пределах. В то же время в случае гибели человека материальный и моральный ущерб, нанесенный его близким, может быть в определенной степени компенсирован с помощью денежного возмещения.
Оценки «стоимости» человеческой жизни имеют большое практическое значение. Во-первых, они могут быть использованы для установления лимитов ответственности при добровольном страховании жизни или страховании от несчастного случая. Во-вторых, на этой основе можно определять размер минимальной ответственности перевозчиков за жизнь и здоровье пассажиров, а также предприятий в целом на случай гибели работников или третьих лиц. Кроме этого, размер справедливого возмещения за гибель человека - важный показатель социально-экономического развития страны: очевидно, что чем выше качество жизни в стране, тем выше ценится жизнь ее граждан».
Опрос свидетельствует, что большинство россиян оценивают жизнь близких пропорционально размеру собственного дохода. Например, наибольшую сумму назвали москвичи – примерно 6,2 млн. рублей. На втором месте петербуржцы – около 5 млн., за ними идут жители Новосибирска, Воронежа, Рязани, Костромы, Челябинска и т.д. Самые «дешевые» города – Барнаул, Самара, Ижевск и, как ни странно – Кемерово. Учитывая, что заполярные города специалисты «Росгосстраха» не исследовали, цена жизни в географическом разрезе оказалась схожей с размером доходов жителей соответствующих городов.
В целом же по стране мужчины оценили свою жизнь в среднем в 5,3 млн. рублей, женщины – в 2,5 млн. Наибольшие финансовые запросы у россиян с двумя высшими образованиями и обладателей научных степеней – 9,8 млн., тогда как обычные выпускники вузов готовы довольствоваться 5 млн. рублей. Также дороже всего себя ценят граждане среднего возраста (от 30 до 40 лет – 5,1 млн.): более старые «демпингуют» до 3,9 млн. рублей, а дети «оцениваются» всего в 1,1 млн. рублей.
Если погибать – так сразу на небе
В России законодательство содержит совершенно разные ставки компенсации. Например, по ОСАГО родственники погибшего в автомобильной аварии (в том числе пешехода) могут рассчитывать только на 135 тысяч (плюс до 25 тысяч в виде компенсации расходов на погребение). Погибнуть на производстве еще «дешевле» – из Фонда социального страхования можно будет получить единовременную выплату в размере 51,8 тысячи рублей. В 2009 году она будет увеличена аж до 53,5 тысячи, а к 2010 году – до 56,7 тысячи рублей. Правда, детям, родителям и иным иждивенцам погибшего должно назначаться ежемесячное пособие.
Только с этого года в случае гибели пассажира в авиакатастрофе его родственники могут претендовать на 2 млн. рублей. Закон обратной силы не имеет, а потому близкие погибших в аварии самолета под Донецком вынуждены «мыкаться» по судам, получая сущие копейки. То есть на земле человек стоит в 15 раз дешевле, чем в самолете? Законодатели ответа на этот вопрос не дают.
Этими ставками и другими фактическими выплатами недовольны практически все россияне: 90 процентов опрошенных считают их размер недостаточным. Опрос проводился в августе, по странному (и страшному) стечению обстоятельств наибольшее число недовольных зафиксировано в Перми, где две недели назад разбился «Боинг», авиакатастрофа унесла десятки жизней горожан.
А вот больше всего довольных – в Кемерово. «Дело в том, что после ряда крупных аварий на угольных шахтах Кемеровской области с большим количеством погибших местная администрация, владельцы шахт и профсоюзы достигли соглашения о страховании шахтеров на 1 млн. рублей на случай смерти, – поясняет Алексей Зубец. – Кроме этого семьи погибших получают помощь от администрации области и из федеральных фондов в виде денежных выплат, жилья, бесплатного обучения детей и т.п. Все это способствует некоторому снижению напряженности в вопросе достаточности возмещений, хотя и здесь три четверти жителей недовольны размером компенсаций».
Большая переоценка
Размер выплат – головная боль не только для потерпевших. Судьи, с которыми удалось побеседовать журналисту «Фонтанки», признались, что оценка человеческой жизни, нанесенных увечий и иных физических и психологических страданий (именуемых моральным ущербом) – самый сложный вопрос для честного служителя Фемиды: «Доказательства, особенно в гражданском процессе, всегда можно объективно оценить. А в уголовном действует презумпция невиновности. То есть свои выводы по делу я могу точно аргументировать, работаю почти как компьютер, – рассказывает один из судей. – А как оценить жизнь? Сто тысяч? Миллион? Десять миллионов? Лично я отдам все имущество, например, за жизнь жены или матери. И никакие миллионы не компенсируют их потерю. Как юрист я могу четко мотивировать свое решение, например, о признании виновным в смерти мужчины врача, который халатно выполнил свою работу. Но я не смогу аргументировать, почему его вдове и оставшимся без отца малолетним детям я назначил компенсацию именно в N рублей, а не в два раза больше или меньше».
Судебная практика противоречива. Например, пассажирка РЖД, получившая черепно-мозговую травму в результате падения на нее полки, взыскала с железнодорожников 200 тысяч компенсации морального вреда. А жизнь избитого до смерти коллегой водителя такси суд оценил только в 576 тысяч рублей. С ГТК «Россия» в пользу родственников погибших под Донецком пассажиров взыскивается от 50 до 250 тысяч рублей в зависимости от степени родства. А солдату-срочнику, избитому сослуживцами и лишившемуся возможности продолжить род, суд назначил компенсацию в 20 тысяч рублей.
Для оценки «стоимости» человеческой жизни можно использовать несколько подходов. Как поясняют авторы исследования, в расчетах можно опираться на принятую в стране практику выплаты возмещений пострадавшим или родственникам погибших людей в соответствии с законом или на основании судебных решений (последний вариант характерен для США).
В Великобритании по вопросам компенсации морального вреда создана и функционирует Комиссия, применяющая в настоящее время Тарифную схему 1994 года. В ней подробно описаны условия и суммы выплат компенсаций в зависимости от конкретных обстоятельств. В Германии для определения размеров компенсации морального вреда применяется принцип прецедента – во внимание берутся суммы, определенные ранее вынесенными решениями судов по аналогичным правонарушениям. Выписки из таких решений систематизируются и публикуются.
В России до сих пор действует судейское усмотрение, что создает проблемы для всех участников процесса и самих служителей Фемиды. Решить проблему должен законопроект о «стандартизации» расплат за моральные страдания, который уже разрабатывается по поручению Верховного Суда России. Он будет учитывать как степень нанесенного вреда, так и различные ситуации. Когда он будет принят – пока не известно.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Сколько стоит жизнь
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ