Автомобиль и иные транспортные средства нельзя использовать для размещения рекламы. Даже если она доступна только тогда, когда ТС стоит. Окончательный вердикт на днях вынес Высший Арбитражный Суд России. Пропадет ли такая реклама с улиц, выясняла «Фонтанка».
Конфликт, разбиравшийся в суде, разгорелся вокруг размещенного на крыше «Оки» проектора и экрана, на котором агентство «ТВ-Мобиль. Регион» транслировало рекламу. Тогда как Федеральный закон «О рекламе» очень четко указывает – запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. Законом также запрещается размещение на транспортных средствах рекламы, создающей угрозу безопасности движения (видимо, своими габаритами).
Федеральная антимонопольная служба признала ООО «ТВ-Мобиль. Регион» нарушителем и наложила штраф в размере 50 тысяч рублей. Но агентство обратилось в суд, считая претензии необоснованными. По мнению истца, в момент демонстрации видеороликов «Ока» не может осуществлять движение, а во время нахождения ее в движении, согласно техническим особенностям конструкции, – показывать рекламу. Компания заявила, что в соответствии с законодательством об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация при движении. А применение оборудования (установленного на автомобиле), непосредственно не связанное с его участием в дорожном движении, не является использованием ТС. Кроме того, автомобиль с размещенной на нем рекламой никаких помех для дорожного движения не создавал.
Высший Арбитражный Суд России отверг доводы рекламистов, указав, что закон об ОСАГО на спорные отношения не распространяется. «Ока» была сдана в аренду рекламному агентству ее владельцем именно для размещения рекламы. А такое использование транспортного средства прямо запрещено законом. Предписание антимонопольного ведомства было признано законным и обоснованным. Постановление ВАС фактически обязательно для всех арбитражных судов России. Это значит, что в случае поступления в питерский арбитраж подобного иска, наши судьи будут принимать решение с учетом сложившейся практики, диктуемой ВАС.
А кто будет подавать такие иски? По словам директора ГЦРР (петербургского Городского центра размещения и рекламы) Константина Людиновскова, Центр этот вопрос не курирует, а занимается лишь рекламой, размещенной на городском общественном транспорте.
Контролем за подобной рекламной деятельностью занимается Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС). По словам начальника профильного отдела петербургского УФАС Натальи Плошкиной, служба проводит плановые и внеплановые проверки, в ходе которых может «поймать с поличным» нарушителей. Кроме того, готова откликнуться на сообщения от граждан — тех, кого «заездила» подобная реклама. Есть опасение, что среди них будут преобладать конкуренты по бизнесу.
Штраф за нарушение законодательства о рекламе может достигать 500 тысяч рублей. Несмотря на столь высокие возможные санкции, в Санкт-Петербурге брендмобили (мобильные билборды) используются весьма активно. Правда, они редко передвигаются – чаще всего специально оборудованное авто паркуется около магазина, в популярной точке или пр. Например, в прошлом году брендмобиль с имиджевой рекламой супермаркетов «Лэнд» был обнаружен на стоянке около гипермаркета «О'Кей». Летом этого года в УФАС поступило сообщение о массовых нарушениях закона в Купчино, но к моменту приезда сотрудников антимонопольного ведомства реклама на колесах исчезла.
В ходе микрорейда, проведенного журналистом «Фонтанки» в понедельник, только на Школьной улице в Приморском районе были обнаружены сразу два брендмобиля. В частности, автосалон «Атлант-М», продающий легковые автомобили марки Shevrolet, рекламировали аккурат неподалеку от автоцентра «Лада». По словам Натальи Плошкиной, факт размещения рекламы, например, около магазина конкурента, значения для наказания не имеет.
Тем временем, в отделе маркетинга автосалона «Атлант-М» о том, что использование брендмобилей незаконно, впервые услышали от корреспондента «Фонтанки». На закономерный вопрос о том, будут ли предприниматься какие-то действия по приведению рекламы в соответствие с законом, ответили: «Что-то будем придумывать».
Представители же Фитнес-клуба на Комендантском, 9, чей брендмобиль был также замечен «Фонтанкой», и вовсе заявили: «У нас сейчас этим никто не занимается».
Павел Нетупский,
Марина Зеленая,
Фонтанка.ру
Брендмобиль вне закона. Даже если стоит
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ