Отечественное телевидение вновь решило обратиться к теме нашего советского прошлого. В понедельник на «Первом канале» начался показ биографического сериала «Галина», рассказывающего о драматичной судьбе дочери генсека ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. О романах и драгоценностях этой «кремлевской принцессы» шепталась вся страна. Прожив жизнь – как сказали бы сейчас – скандальной светской львицы, Галина Брежнева умерла на койке психлечебницы, в забвении и одиночестве.
Судьба дочери главы Советского государства – готовый сценарий для классической голливудской драмы или, как минимум, для биографической теленовеллы. Бурные любовные романы и грандиозные гулянки, о которых судачила вся Москва, громкие скандалы, взлеты и падения – все это было неотъемлемой частью жизни Галины Брежневой, ставшей главной (да и пожалуй – единственной) светской героиней «эпохи застоя», Пэрис Хилтон и принцессой Дианой своего времени. Она жила на полную катушку, ни в чем себе не отказывая и не заботясь ни о завтрашнем дне, ни о том, что скажут о ней другие. Конец земного пути дочери генсека – не драма, а настоящая трагедия. Брежнева, некогда наиболее влиятельная женщина самой большой страны, умерла в подмосковной спецлечебнице, куда она попала уже будучи опустившейся старухой, больной хроническим алкоголизмом.
Свой крутой нрав Галина, если верить всевозможным историкам и хроникерам, начала проявлять еще в молодости, когда девушка наотрез отказалась вступать в комсомол. В 22 года она, бросив учебу в кишиневском университете, сбежала из дома с красавцем-акробатом Евгением Милаевым. От брака с цирковым артистом у Галины родилась дочь Виктория. Как полагают журналисты и историки, именно Милаев приучил Брежневу к красивой жизни, балуя ее украшениям и модной одеждой.
Следующим избранником Галины стал восемнадцатилетний иллюзионист Игорь Кио, брак с которым она тайно оформила на одном из южных курортов. Известие о новом замужестве дочери вызвало гнев Брежнева. Поисками любвеобильной беглянки занялось КГБ. В итоге, Галину под охраной доставили в Москву, а из паспорта Кио была вырвана страница со штампом о регистрации брака. Супружеская жизнь Брежневой и молодого иллюзиониста продлилась всего девять дней. Впрочем, на протяжении еще нескольких лет они встречались тайно.
Леонид Ильич изо всех сил пытался обуздать пылкий нрав дочери. По настоянию отца Галина работала в Агентстве печати «Новости» и занималась научной деятельностью. Она сумела защитить диссертацию и получить степень кандидата филологических наук. Скорее всего, ученая степень стала для дочери Брежнева подношением от кремлевской челяди. В официальные поездки за рубеж Леонид Ильич Галину не брал: в 1960 г. в ходе визита в Югославию Галина с ее экстравагантными выходками и откровенными нарядами вызвала слишком сильный интерес прессы. После этого дочь «дорогого Леонида Ильича» путешествовала по миру в составе различных цирковых трупп. Как правило, в заграничные поездки ее оформляли в качестве гримерши.
Яркая, порою безумная жизнь Галины, полная романов, авантюр и пирушек, на которых - как гласят легенды – дорогущий коньяк лился рекой, а дефицитная икра поедалась ложками, стала для советских людей одним из главных источников сплетен и пересудов. Своенравная женщина, больше всего на свете обожавшая эффектных мужчин, красивые наряды и драгоценности, была настоящей светской львицей и иконой гламура – и это в те времена, когда наши граждане еще не знали таких слов. Бульварную прессу и глянцевые журналы, коих никогда не существовало в СССР, Брежневой заменила людская молва. Похождения Галины обсуждались как на простых кухнях, так и в кремлевских кабинетах. Впрочем, Брежневой на общественное мнение было решительно наплевать. Истинный гедонист, она жила исключительно для себя, повинуясь зову собственных страстей и прихотей. И именно эта непосредственность отличала ее от современных глянцевых персонажей, превращающих свою жизнь в сплошной пиар-проект и проживающих ее в иллюзорном медиапространстве.
В возрасте сорока лет Галина Брежнева вышла замуж за подполковника милиции Юрия Чурбанова. Однако спокойная семейная жизнь, пусть даже наполненная всевозможными номенклатурными благами - импортной мебелью, дачами-квартирами, дорогими машинами – была не для Брежневой. Она обзаводится очередным возлюбленным. Им стал артист театра «Ромэн» Борис Буряце - красивый и высокий цыган с замашками избалованного аристократа. Как и его любовница, Буряце обожал драгоценности. Эта страсть стала для него роковой.
В конце 1981 года происходит ограбление Ирины Бугримовой. Из квартиры известной дрессировщицы пропадает коллекция бриллиантов. Буряце оказывается замешанным в этом деле. Его вызывают на допрос в Лефортово, по окончании которого арестовывают и отправляют в камеру. Начинается ряд масштабных процессов о коррупции и хищениях. Многие люди из окружения Брежневой попадают за решетку, некоторые, не дожидаясь приговора, кончают жизнь самоубийством. В 1988 году арестовывают и Юрия Чурбанова. Муж Брежневой – на тот момент уже генерал милиции - получает 12 лет строгого режима. Сказка для «кремлевской принцессы» заканчивается.
До середины 90-х Галина Брежнева жила в своей московской квартире, пьянствуя и, по старой привычке, обзаводясь молодыми любовниками. Впрочем, теперь это были уже не артисты и генералы, а все чаще обычные безграмотные работяги. Бесконечные пьяные скандалы, устраиваемые Брежневой и ее сожителем, в конце концов выводят из себя соседей по дому, и дочь Виктория сдает Галину Леонидовну в психушку. «Кремлевской принцессы» не стало 30 июня 1998 года.
Согласитесь – о такой человеческой судьбе просто-таки нельзя было не снять фильм или телесериал. Еще в конце своей жизни Галина Брежнева – опустившаяся и вечно пьяная – регулярно давала интервью прессе и позировала перед камерами фоторепортеров. После ее смерти интерес к личности дочери генсека со стороны журналистов и деятелей массовой культуры не уменьшился ни на йоту, и сериал на «Первом» - лучшее тому подтверждение. Одним из продюсеров нового телепроекта выступил Алексей Пиманов – автор и ведущий программы «Человек и закон». К слову, Пиманов накопил немало эксклюзивного материала о Брежневой еще восемь лет назад, когда журналист начал снимать документальный цикл «Кремль-9». Роль Галины в новом сериале исполнила актриса Людмила Нильская, активно снимавшаяся в советских фильмах («Петровка, 38», «Гардемарины, вперед!»), а позже, в 1994 году, эмигрировавшая в Америку. Сериал «Галина» стал для Нильской первой серьезной актерской работой после длительного перерыва.
Жизнь Брежневой была настолько захватывающей и насыщенной, что создатели биографического сериала вполне могли не утруждать себя поисками неожиданных сценарных ходов и размышлениями о противоречивости личности своей героини. Казалось бы: изложи доходчивым языком масскульта общеизвестные или малоизвестные факты о дочери генсека, и успех новому проекту гарантирован. Колоритная личность самой Галины, брежневская эпоха, по которой ныне ностальгирует немалая часть взрослого населения – исходный материал выглядел как нельзя выгоднее. Однако создатели сериала не пошли по слишком легкому пути: на сайте самого «Первого канала» телефильм «Галина» не без гордости именуется «историко-психологическим расследованием».
Вздорный и взбалмошный характер Брежневой, если верить авторам сериала, стал естественной реакцией на психологическую травму, полученную еще в ранней юности – когда отец бросил Галину с матерью и ушел к другой женщине. Буквально вся первая серия проекта посвящена показу переживаний Брежневой, всем сердцем ненавидящей отца-изменника. Зрителю даже может показаться, что впоследствии из этой строгой черноволосой девушки, чем-то напоминающей жгучих казачек из «Тихого дона», вырастет рассудительная женщина, любящая мать и верная жена. Однако судьба распорядилась иначе, и Галина всю свою жизнь прожила наперекор и назло собственному родителю. В общем, классическая ситуация для психоанализа. Не «Письмо к отцу» Франца Кафки, конечно же, но все же...
В начале сериала зритель видит Галину Брежневу едва волочащей ноги развалиной, которую привозят в психиатрическую больницу. Покапризничав немного, бывшая «принцесса» успокаивается и начинает вспоминать свое прошлое – как про себя, так и вслух. Уже с первых сцен ясно, что новый сериал не лишен топорности и пресловутой «клюквенной» стилистики. Так, санитар, встречающий Брежневу в палате, разражается пламенным монологом на тему «Я тебе щас припомню все, что твой папаша натворил. И Чехословакию, и Афган!», а затем чуть ли не со слезами вспоминает своего погибшего в Афганистане друга. С первой же приветливой медсестричкой (встречаются ли вообще приветливые медсестры в наших психушках – вопрос риторический), заговаривающей с Галиной, главная героиня начинает откровенничать, рассказывая о своей несчастной судьбе. Любопытно также изображение быта семьи Брежневых в эвакуации, в годы войны: в доме жены Леонида Ильича – высокопоставленного армейского политработника – висят иконы. Кроме того, Галина с матерью чуть ли не круглые сутки слушают патефон. Весело, оказывается, жилось в 44-ом году!
Впрочем, язык массовой культуры – вещь в известной степени ограниченная. Не будем поэтому изощряться в изыскании различных ляпов и курьезов. Наверняка, найдется немало «экспертов», которые с готовностью сделают это за нас. Главное, что аудитории, скорее всего, новый сериал придется по душе. Актриса Нильская обладает поразительным портретным сходством с Брежневой – ей даже играть, «изображать» что-либо не надо. Просто появись в кадре, и зритель будет околдован. А уж в качестве сценария нового сериала можно не сомневаться. Еще бы: Галина Брежнева, по большому счету, написала его сама, размашистым почерком своей судьбы.
Сергей Ильченко-мл.
Гламур по-советски
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ