Когда 61-летний рок-ветеран с разбега запрыгнул на звуковую колонку полутораметровой высоты и стал совершать на ней движения, судя по всему, напоминающие ему о сексе, зал взревел от восторга, а обозреватель «Фонтанки» подумал, что неплохо было бы подогнать к Ледовому карету «скорой помощи»…
Когда в самом начале вчерашнего концерта 61-летний рок-ветеран с разбега запрыгнул на звуковую колонку полутораметровой высоты и стал совершать на ней движения, судя по всему, напоминающие ему о сексе, зал взревел от восторга, а обозреватель «Фонтанки» подумал, что на всякий случай неплохо было бы подогнать к Ледовому дворцу карету «скорой помощи»… Выдержит ли Игги Поп взятый темп? Но он все полтора часа концерта держался гоголем в своих рок-н-ролльных безумствах.
Сказать, что Игги Поп завелся с полоборота – значит, ничего не сказать. В 21.00 он, как угорелый, выскочил на сцену Ледового с обнаженным торсом и пустился в молодецкий пляс. А «пляс» у Игги уникальный. Его танцы можно сколь угодно называть дикими, безумными, необузданными, но при всем том в них столько обаяния, пластичности и даже грациозности, что глаз не оторвать.
Вряд ли кто-то обучал Игги искусству танца – у него всё по наитию, от души. А вот сам он может обучить сценическому движению кого угодно: пляшет рок-пенсионер настолько заразительно, что и у зрителей непроизвольно возникает желание крутиться и вертеться, размахивать руками и даже повторить какие-то фирменные па Игги. Партер у сцены в этот вечер «стоячим» точно не был. Занятно было наблюдать, как еще недавно флегматичные, даже заторможенные зрители, увидев Игги, словно с цепи срывались, начинали прыгать, орать, расталкивать соседей локтями, а то и просто врезались в толпу с безумными глазами. Такой выхлоп энергии! Публика была весьма агрессивна, особенно в начале концерта. Такое ощущение, что во многих зрителей словно бес вселился. Однако постепенно страсти поутихли, зрители разобрались, что Игги - вовсе не агрессор на сцене, а скорей паяц, шут, и постепенно зал успокоился, лица стали просветленными, напряжение сменилось улыбками.
Игги же с его повадками смотрелся 20-летним юношей. Летом в «Юбилейный» приезжали «Секс Пистолз», еще те энерджайзеры, но Джонни Роттен нынче по энергии намного уступает Игги Попу. Да что там Роттен, по сравнению с Игги сам Мик Джаггер кажется тихоходом. По жизни Игги прихрамывает, ноги в танце у него практически не работают, зато насколько развита и насколько совершенна верхняя часть тела! Тело его заслуживает отдельного изучения специалистами по анатомии, являя собой причудливое сочетание мышц, варикозных извилин, ребер. Даже самая дорогая рубашка, надень ее Игги, испортила бы впечатление, настолько красиво, содержательно и рельефно его тело. Если вдруг у Игги пропадет голос и он утратит способность танцевать, то не останется у разбитого корыта – пойдет просто показывать свое тело, которое уже само по себе - анатомический театр.
Пение Игги при всем желании вокалом не назовешь. Он больше кричит и рычит, нежели поет. Голосовые связки его столь же необузданны, как и танцы. Может петь густым баритоном, даже басом, может начать рычать, может взреветь, как медведь, которому наступили на ухо, а потом вдруг перейти на пронзительный фальцет. Причем переходы от одного тембра к совершенно противоположному мгновенны и непредсказуемы. Игги неплохой звукоимитатор, он способен изобразить своим голосом грозу, бомбежку, шквал ветра – бесценный человек для записи мультфильмов и радиоспектаклей.
Любимые слова Игги – фак и шит. Не переставая варьировать их на все лады, он в какой-то момент просто принялся заводить зал ритмической считалочкой: фак-шит, факт-шит, и так раз десять. Делал это с таким упоением, словно ребенок, выучивший запретные слова и орущий их назло взрослым. Понятное дело, что зал с радостью подхватил «считалочку»…
Сюрпризом стало то, что подавляющее большинство российских поклонников Игги составили не его ровесники и даже не зрители среднего возраста, а молодежь в районе 20-ти лет. Ностальгической публики почти не наблюдалось, и думаю, вот почему. В начале 70-х, когда взошла звезда Игги, рок переживал музыкальный расцвет, и на том фоне буйства красок и стилей примитивные «рокешники» Игги ничем особым не поражали. Видеозаписи же концертов в то время в Россию не проникали, и насладиться кувырканием Игги на сцене могли немногие. Так что большого резонанса в советской России его творчество не имело, хотя рокеры были наслышаны, что такой уникум существует. Поэтому основная аудитория Игги в нашей стране сформировалась позднее, когда стали доступными видеоверсиии его концертов и его клипы. А танцевать и двигаться хуже с годами он не стал.
Концерт показал, что музыка воссоединившейся после тридцатилетнего перерыва группы The Stooges по-прежнему не таит никаких загадок, инструменталисты ничем особым не выделяются, играют в грязноватой, небрежной манере, и в какой-то момент у меня даже родилась крамольная мысль: а надо ли было им воссоединяться, что они такого особенного делают? Однако по ходу концерта стало понятно, что музыканты удивительно сыграны, а то что они лишены солирующих амбиций, делает их чрезвычайно удобным фоном для Игги. Они угрюмы и молчаливы, он энергичен – сочетание идеальное. На протяжении концерта, который длился 75 минут, Игги ни одной песни не исполнил статично. Максимум, что он позволял себе - постоять куплет-полтора у микрофонной стойки, а потом снова пускался в пляс. Интересно, что артист по-прежнему пользуется старым добрым микрофоном со шнуром, а не радиомикрофоном, и у него голос не фонит, не скрипит. Стойкой от микрофона он почти не пользовался по назначению. Зато крутил, швырял ее беспощадно и в какой-то момент чуть не разбил аппаратуру нашего фотокорреспондента. Уже после первых трех песен артист настолько разогрелся, что достал пластиковую бутылку и окатил себя с головой. По ходу концерта вылил на себя еще пять (!) бутылок, не забывая при этом и брызгать и в зрительный зал.
Увы, для огромного Ледового дворца сценический свет в тот вечер был слабоват. Но Игги специально попросил не высвечивать его на сцене пушками-прожекторами. Концерт намеренно проходил в полумраке. На сцене не было видеоэкранов, изображение не транслировалось на ТВ-бокс, подвешенный посреди зала. Таким образом, большая часть зрителей была лишена возможности в деталях рассмотреть уникальную мимику и пластику Игги, повезло только первым рядам танцевального партера. К тому же, стационарная сцена в Ледовом дворце построена невысоко (в «Юбилейном» и СКК сцена намного выше), и если на концерте нет видеоэкранов, то из партера смотреть неудобно!
В какой-то момент Игги использовал старый трюк, пригласив на сцену своих поклонников. Рванули многие, но охрана пропустила десятерых. Ребята подобрались колоритные, длинноволосые, худощавые, а один парень с обнаженным торсом выглядел просто как юный Игги. Они смело танцевали рядом с кумиром, и в этот момент, то ли случайно, то ли намеренно (хотя вряд ли Игги делает что-то намеренно!), ширинка его джинсов предательски расстегнулась, после чего штаны держались на честном слове. А один из поклонников вылез на сцену с цветочком и вручил его артисту. Тот сгоряча засунул цветок в трусы (хотя были ли на нем трусы?), и какое счастье, что в руках фаната оказалась не розочка…
В самом начале концерта Игги продемонстрировал еще один коронный номер – оседлал звукоусилитель и, сидя на нем, совершил несколько неприличных движений. Колонка эта высотой метра полтора, примерно с человеческий рост, запрыгнуть на нее и молодому-то парню непросто. Было видно, что Игги удалось взлететь ценой немалых усилий, и казалось: если так дальше пойдет, впору вызывать карету «скорой помощи». Однако так только казалось, потому что он прыгал и бегал, а в финале шоу, когда остальные музыканты ушли за кулисы, Игги остался на сцене один и всё не находил себе места, а потом вдруг решил испытать на прочность трос, на котором подвешены огромные звуковые колонки, повис на нем и попытался залезть, как по канату… Еще чуть-чуть и вся эта громадина могла запросто рухнуть, но, к счастью, Игги одумался. Посмотрел в зал, стукнул себя кулаками в грудь, ай-да я, молодец-удалец, состроил шутовскую гримасу, и был таков!
Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру
Фото М.Садчикова-мл.