Весь сентябрь на сцене дворца «Выборгский» идут гастроли Театра Ленком, который славен не только главным режиссером - легендарным Марком Захаровым, но и своими звездами. Ни один другой театр не собрал под свою крышу столько знаменитых актеров разных поколений.
Но и на этом звездном фоне не затерялся Александр Лазарев-младший, в свои 41 - народный артист России, звезда театра и кино. Сейчас Александр Александрович занят работой над новым спектаклем в постановке Александра Морфова, в Питере артист появился лишь на несколько дней, чтобы сыграть в спектакле «Шут Балакирев» князя Меншикова, и нашел время для эксклюзивного интервью «Фонтанке».
- В Москве вы сейчас репетируете спектакль «Визит дамы» с не чужим Питеру режиссером Александром Морфовым (он главный приглашенный режиссер Театра имени Комиссаржевской)… Какие впечатления от работы над спектаклем «Визит дамы»?
- Ощущения самые лучшие. Мне нравится Александр Морфов и как человек, и как режиссер. От него идет какая-то мягкость. Театр, в принципе, достаточно жесткий механизм. И мы привыкли существовать в жестких дисциплинарных рамках. Это правильно, потому что коллектив большой, без дисциплины все разболтаются. С Александром работается без напряжения, и актеры сами не нарушают правила. В общем, замечательный человек, талантливый художник.
- Вы любите репетиционный процесс?
- Конечно, интересно. Ради этого шел в актерскую профессию. Это счастье, заниматься любимым делом. Пока ты репетируешь и, наверное, несколько первых спектаклей – это и есть настоящий творческий процесс. Потом больше похоже на работу.
- Вы активный участник репетиций? Многое предлагаете от себя?
- Я много предлагаю. Саша все принимает, слушает, а потом говорит: «Ставьте сами спектакль!» Все смеются, никто не обижается. Конечно, творческий процесс, который Морфов организует, не похож на другой. Все очень индивидуально и интересно.
- А Марк Анатольевич Захаров вмешивался в репетиции?
- Марк Анатольевич вмешался один раз, когда мы все обнаглели, разъехались по съемкам, Морфову было нечего делать, и Захаров поставил всех на место.
- Чему как человека вас научил Марк Захаров?
- Выстраивать стену против обид, оскорблений, укрепил духом.
- Какие фильмы с вашим участием должны выйти в ближайшее время?
- «Трасса М8», «Артефакт» и картина Светланы Дружининой «Виват, Анна Иоанновна!».
- Как вам работалось со Светланой Сергеевной?
- Она замечательный талантливый художник и очень интересная женщина. Экзальтированная дама, иначе не назовешь. А вот ее муж, оператор Анатолий Михайлович Мукасей – тихий спокойный человек с искрометным чувством юмора. Дуэт у них замечательный. Они абсолютно разные по темпераменту. Тем не менее, живут вместе уже много лет и картины хорошие снимают. Светлана Дружинина по-хорошему сумасшедший человек в плане истории. Она знает все, ответит на любой вопрос. Это здорово, что режиссер настолько компетентен в том материале, который экранизирует. И как у нее хватает сил и терпения! Постоянно кончаются деньги, потому что проект финансируется Госкино. Несмотря ни на что, режиссер пытается строить красивейшие, невероятные кадры - дворцы, природа, костюмы, лошади. Изображение выходит таким вкусным, сочным. Она просто молодец!
- Ваш герой Бирон был не только жутким тираном, но еще и сластолюбцем...
- Гуляка! У Бирона была жена, двое сыновей. Говорят, одного родила Анна Иоанновна. Но любил по-настоящему только одну женщину по имени Регина. Она была одной из фрейлин. Когда Анна Иоанновна стала царицей, то, по одной из легенд, замуровала фрейлину в стену. Такая страшная, чудовищная месть.
- Большие звезды Ленкома о сериалах отзываются негативно. А вы вот снимаетесь!
- Я их понимаю. Я был тоже диким противником сериалов, но однажды моя мама просто заставила меня прочитать сценарий. Оказалось, это суперсмешная комедия! Я сел читать поздним вечером и полночи хохотал в голос, пока не прочитал все восемь серий. Конечно, согласился сниматься! Актеров собрали очень хороших. Но не получилось. Потому, что съемки превратились в гонку и поток. Поставили две камеры, какой-то бездарный свет, и поехали. Фильм проскочил, никто не заметил, хотя сценарий был что надо. В общем, все зависит от качества продукта. «Идиот» Владимира Бортко – тоже сериал (Лазарев в нем сыграл Ганю Иволгина. – прим. авт.). «Честь имею!» - еще один хороший сериал. Классная картина, после которой мне военные звонили со словами благодарности, присылали письма.
- Вы сами кто по званию?
- Я специалист ансамбля и театров. Рядовой.
- Говорят, вы рвались служить в Афганистане, но родители отговорили…
- Мама была просто в ужасном состоянии. Спасибо отцу с матерью, что они добились того, чтобы я служил в Москве. А так, куда призвали бы – туда и пошел. Страшные годы были. Меня из института забрали. Тогда всех забирали. После первого курса – учишься, не учишься. Пришел срок – служи!
- Вы с такой любовью рассказывали о семье Светланы Дружининой, а ведь ваши родители - тоже потрясающий семейный союз...
- Да, но мама и папа больше похожи по характеру, чем Дружинина с Мукасеем.
- Вы как-то сказали, что с возрастом все больше становитесь похожи на отца. Какие его черты характера вам хочется видеть в себе?
- Я очень рад этому обстоятельству. Мне все в нем нравится. Если я был бы хотя бы наполовину такой, как мой отец, было бы прекрасно. Но выделить что-то конкретное пока не могу.
- Ваш отец неоднократно рассказывал, что вы отказываетесь сыграть ту роль, которую ваш папа играет в «Кине IV». А он сам так хотел бы этого!..
- Зачем? Это его роль. Я не боюсь никаких сравнений. Но, понимаете, это папин спектакль. Если кто-то другой туда войдет, уже будет другой спектакль. Папа роль эту рожал, она ему непросто давалась, я знаю, что ему и сейчас непросто ее играть. Да и потом «Кин IV» идет в другом театре. Я же работаю в Ленкоме, 15-16 спектаклей в месяц играю. А еще в кино надо успевать сниматься…
- А у вас с женой много общего?
- Да, очень. Мы с Алиной очень часто разговариваем одними и теми же словами, говорим одни и те же вещи. Кто-то отмечает, что мы и внешне похожи. Но в нас много и полярного. Например, стиль одежды, музыкальные, кинопривязанности. А в более серьезных вещах – в отношении к жизни, воспитании детей – идем одним караваном.
- Каким?
- Надеюсь, что правильным. Дочь учится на третьем курсе театрального института, пропадает там целыми днями. Сыну восемь лет, учится во втором классе. В школу бежит с большим удовольствием. Чего у меня не было абсолютно. Я не любил ходить в школу.
- Чем Сережа занимается помимо школы?
- Тхэквондо и теннисом. В нем столько энергии, ни минуты не сидит без дела.
- А каким вы были в детстве?
- Нормальный московский хулиган. Но родителей всегда уважал, и, если мне что-то не разрешали, я этого не делал. Тем более, если давал обещание. Когда в девятом классе родители обнаружили, что я курю, у них был шок. До сих пор помню, как они сидели на кухне, свесив головы и руки, и говорили: «Ну, конечно, когда-то это должно было случиться». Затем у нас состоялся разговор на несколько часов, и я пообещал больше не курить. Держал слово год… Родители часто брали меня на гастроли. А когда я был совсем маленьким, отправляли с детским садом в Евпаторию. Но я предпочитал быть где угодно, только бы с родителями. Помню, отец садился в поезд и приезжал на полдня в Евпаторию, потом мама приезжала. Мне без родителей было очень плохо.
- А в школе вы как учились?
- Отца частенько вызывали в школу. Но он не серьезно относился к замечаниям учителей. Больше был на моей стороне.
- Вы с детства были очарованы миром театра?
- Конечно, ведь среда, в которой рос, была пропитана творческой увлечённостью, и хотя я видел закулисную жизнь театра, меня это не отпугивало, наоборот – я был закулисным миром очарован, хотел быть артистом. В детстве, помню, смотрел спектакль, в котором на сцене была тачанка, и буденовцы размахивали кнутами и саблями. После спектакля родители повели меня за кулисы рассмотреть тачанку. Я не только потрогал её руками, но и посидел в ней, получил массу удовольствия и с тех пор стал постоянным гостем реквизиторского цеха. После школы, благо она была напротив театра, прямиком направлялся в цех и проводил там много часов, играя с бутафорскими ружьями, мечами, облачаясь в доспехи и надевая на голову шлем, который налезал мне на глаза…
- Вас приглашают в телевизионные шоу?
- Приглашают, но пока отказываюсь. Зовут в каждое «Ледовое шоу». Мне даже неудобно перед Ильей Авербухом. Это потрясающий мастер. Но у меня нет возможности и времени. Мне не хватает времени на общение с семьей. Пока у меня много своей работы.
- А какое шоу вам лично было бы интересно, в каком вы бы согласились участвовать?
- В «Последнем герое». Меня тоже туда звали в любом качестве – и игрока, и ведущего. Но кто меня отпустит из театра?
- Вы такой экстремал, или вам больше хочется побывать на красивой природе?
- Экстрим может надоесть. Я все-таки люблю комфорт.
- А порядок любите?
- Очень. У меня даже в палатке порядок. Это такая черта характера. У родителей дома порядок и чистота. Все замечательно. Но у меня должно быть все с иголочки. Это, наверное, легкое помешательство. Но я люблю, когда минимализм и чистота. Детей стараюсь приучать к этому, хожу, собираю разбросанные тапочки по квартире.
– Я читала, что вы подбираете игрушки, разбросанные по дому, и кладете каждую на свое место. И это не из-за любви к порядку, а потому что считаете, что у каждой игрушки есть своя душа…
– Какие-то отголоски детства остались... Мне не нравится, когда медведь где-то в углу валяется забытый. Хотя бы потому, что его делали люди, вкладывали в него свою энергетику.
– Говорят, вы хотели бы быть археологом, производить раскопки, или лодки где-нибудь в Испании красить. Значит ли это, что вы не принадлежите к тем артистам, которые говорят, что умрут на сцене и без сцены тоже умрут?
– Нет-нет. Я не сумасшедший. Я очень люблю свою профессию, мне без нее будет трудно, но не сойду с ума, потому что у меня есть масса других занятий. Жизнь многогранна и разнообразна… Я все время размышляю на эту тему. Почему человеку отпущен, по космическим масштабам, такой короткий срок, а он, как правило, упирается в одно дело и занимается им всю жизнь. Конечно, если я сейчас начну шить ботинки, ничего не выйдет, но если потрачу на это несколько лет, у меня получится. Но жалко времени… Интересно заняться археологией. Самое интересное – путешествовать, облазить наш земной шарик. Но на это надо свободное время и деньги.
- Чем еще увлекаетесь в свободное время?
- Я и киноман, и меломан. Современные технологии позволяют «вбивать» в плейер много музыки. Вот я и «загнал» туда своих любимых Вертинского, Высоцкого, «Битлз», «Лед Зеппелин», «Дип Пепл», теперь слушаю в поездах, самолетах.
Татьяна Болотовская,
Фонтанка. ру
Александр Лазарев-младший: «Я рвался служить в Афгане»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ