Вышла новая книжка Татьяны Устиновой с названием броским, эксплуатирующим очередную расхожую сентенцию – «Жизнь, по слухам, одна!». Однако за бодрым названием корреспондент «Фонтанки» обнаружила растерянность и уныние.
Новый детектив Устиновой событие само по себе не ахти какое – автор выдает на-гора детективы не такими темпами, как Донцова, но весьма часто. Только вот с последней книжкой Татьяна немного задержалась – дает о себе знать активная работа на ТВ. Кто-то из поклонников, может быть, и перестал уже ждать, переметнулся к коллегам-конкуренткам по сегменту книжного рынка. Хотя это ведь только со стороны, с высот нон-фикшна, кажется, что вся эта женская детективная продукция на одно лицо. А специалисты подтвердят, что книги каждой из женщин-писателей (женписов) имеют свою специфику и свою аудиторию. Что касается Устиновой, от Донцовой она отличается не только отсутствием мопсов на обложке, от Марининой – не только наличием опыта работы на ТВ. Книги Татьяны, несмотря на принадлежность к «низкому жанру», выполняют задачу, которую кажется, не взвалил на себя ни один серьезный российский писатель, а именно - служат средством самоидентификации нарождающегося в стране среднего класса (С.К.). Не будем делать бессмысленные попытки проанализировать его состав и уровень доходов, попробуем пойти путем, намеченным самой Устиновой, то есть определить, что такое российский С.К. с точки зрения потребляемых им продуктов.
Перво-наперво, это те люди, что могут позволить себе поехать отдыхать не только в Турцию, но куда подальше. Кроме того, обладают большой жилплощадью в приличных районах крупных городов. Обучают детей в хороших школах. Ездят на хороших машинах. А главное - сумели найти себя в сильно изменившемся за годы перестройки и переходного периода российском мире. Но это не бандиты, упаси Боже! Устинова питает к героической бандитской эстетике вполне понятную женскую неприязнь и не стремится создавать новорусский бандитский эпос. «Жизнь, по слухам, одна!» это вам не «Однажды в Америке». У Устиновой мещане не вооружаются Смит энд Вессоном и не гонят подпольный виски, а с упорством муравья выбиваются в люди и берегут семейные ценности.
Однако самые любимые персонажи писательницы - не мещане, а не потерявшиеся в новых условиях бывшие советские интеллигенты и их хорошо образованные дети. Физики, ставшие российскими представителями ведущих мировых брендов, врачи, создавшие свои клиники, и так далее. Они говорят на разных иностранных языках и могут отличить Эйнштейна от Эйзенштейна. При этом умеют добиваться своего и защитить это «свое» от агрессивного внешнего мира. Остается только пожалеть, что таких мускулистых интеллигентов и близко не было в октябре семнадцатого. Глядишь бы, и Великая Октябрьская революция провалилась...
Кроме мускулов и хорошего образования, устиновских героев отличает умение много и тяжело работать. Именно тяжелым трудом достались им нынешние жизненные блага. В этом смысле Татьяна – русская с головы до ног женщина (так, во всяком случае, выглядит со стороны) выступает ярой пропагандисткой не чего-нибудь, а западноевропейского протестантизма, с культом труда и жизненного преуспевания. В этом смысле она должна быть очень близка петербургским своим читателям, так как основатель города на Неве по слухам тоже был не равнодушен к протестантизму. Сам город на Неве Устинова тоже очень любит и признается в любви в каждой второй книжке. А теперь и каждой второй телепрограмме на 5-м… Вот и в новом романе происходит оммаж великому городу, в котором героя книжки почти что убивают среди белого дня.
Правда, есть в книжках Устиновой одна не совсем европейская черта, а именно антифеминизм. В прямом смысле этого слова. Она искренне и всерьез считает мужчин умнее женщин. Пропагандирует эту мысль прямо и косвенно. Прямо – в виде магистральной сюжетной линии, в которой среднестатистический представитель С.К. мужского пола, не прибегая к помощи следственных органов, раскрывает весьма замысловатое преступление. Собственно эта сюжетная формула стала фирменным приемом детективов Устиновой, проведя еще одну границу между ею и коллегой Марининой. Может, таким образом, Устинова пытается избежать ярлыка «женписа»?
Мысль о мужском превосходстве писательница пропагандирует действенно. Например, вкладывает в уста реального человека, а именно телеведущей Елены Малышевой, рассуждения о том, что мозг у среднестатистического мужчины больше, значит, и думает он быстрее и лучше. То есть размер имеет значение. Одно время, эксперимента ради, Устинова попыталась сменить мужскую сюжетную формулу на женскую, описывая наблюдательных дамочек, способных раскрыть преступление. Но не пошло. Только в самой, пожалуй, лучшей своей книжке «Первое правило королевы» Устиновой удалось описать супермена женского пола. В новой книжке для развития сюжета автор пытается создать некий гендерный уникум – андрогена, наполовину мужчину, наполовину женщину, поругав по ходу модный унисекс.
Последняя книжка в плане советов весьма информативна. Где жить, что и как носить, на чем ездить и т.д. Эта ценная информация может быть классифицирована не как энциклопедия денди, а скорей, как «Правильный стиль жизни за пятнадцать минут», ибо предназначена не просто для среднего класса, а для его нижнего слоя, middle, так сказать. Если точнее, для тех, кто еще только готовится вступить в светлые чертоги тонких ценителей автомобиля «Майбах». Учить же проще всего в легкой, игровой манере. Поэтому только на первый взгляд кажется, что госпожа Устинова пишет детективы. На самом деле ее произведения можно классифицировать как эротические сказки с легким детективным уклоном. Собственно детективная составляющая в сюжет добавляется исключительно интриги ради, чтобы читатель не заскучал и быстрее запомнил, как правильно пить минеральную воду. Без газа и с долькой лимона. Ну, а про эротику понятно – это чисто женское. И надо сказать, очень натуралистично и зажигательно описано. Не удивительно, что собственная Татьяны Устиновой мама не дает читать книжки дочери своим малолетним внукам, Татьяны Устиновой сыновьям. Дескать, очень неприлично. Но кроме чистого удовольствия здесь тоже присутствует обучающий момент.
Читая очередную книжку Устиновой, уже не получается верить в то, что упорный труд на благо родной страны и собственного семейства будет вознагражден. Тенденция эта проявилась довольно давно, и очередная книжка картины, увы, не изменила.
Елена Некрасова,
Фонтанка. ру
Устинова пропела оду среднему классу
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ