Известный режиссер Юрий Грымов, чьи картины, спектакли, клипы вызывают ожесточенные споры, приехал в Питер, чтобы представить новый фильм «Чужие», и в своей насыщенной программе нашел время зайти в гости в редакцию «Фонтанки», чтобы ответить на вопросы нашего обозревателя.
- Ваш фильм «Чужие» снят в жанре экшена? Неужели собрались конкурировать с американскими лентами?
- Как можно конкурировать с американскими фильмами, которые идут на всех экранах нашей страны? А русское кино идет небольшим прокатом для тех людей, что хотят это посмотреть. У нашего фильма будет 100-150 копий, у голливудских боевиков – 1000.
- Плюс многомиллионный бюджет! Хотя с бюджетом все не так просто. Недавний широко разрекламированный отечественный блокбастер «Новая земля» при бюджете 12 миллионов долларов за два первых уикенда собрал в прокате 45 миллионов рублей, то есть меньше двух миллионов долларов. А это настоящий провал!
- Я не видел самого фильма, мне трудно говорить, но бюджет картины далеко не всегда определяет успех фильма. Есть масса примеров в Америке, когда картины с огромным бюджетом проваливались.
- «Чужие» для вас - фильм выстраданный, он долго вынашивался?
- Нет, после «Казуса Кукоцкого» мы сразу начали делать «Чужие» - совместный проект с арабами и американцами. Потребовалось два с половиной года. Не думаю, что это много – я же не пулемет, чтобы каждый год выпускать кино. Во-первых, нет в этом необходимости, во-вторых, то, что происходит сейчас с русским кино, для меня тяжелая ситуация. За то, что сегодня называется «русским фильмом», на 99 и 9 десятых процента, мне стыдно.
- Поясните свою мысль!
- Это подростковый уровень кинематографа, когда люди делают кино не понятно зачем, для кого, во главу угла ставят только зарабатывание денег. Любым путем! Если вложить много денег в рекламу, зрители придут в кинотеатры в первый уикенд, и пусть на экране будет написано: «Мы вас всех на…ли!», прокатчики все равно заработают 15 миллионов долларов.
- У нынешних лидеров проката мощная ТВ-поддержка… А как с ТВ-поддержкой у вашего фильма?
- Нет у нас ТВ-поддержки. Я счастливый человек, считаю себя независимым продюсером и режиссером… Когда Тарантино говорит, что он независимый, то он действительно не зависим от Голливуда, так как снимает то, что хочет, а потом выдает то, что хочет. Я тоже делаю, что хочу. На меня не давят каналы, прокатчики, снимаю те фильмы, которые мне близки. Пока мне это удается.
- Название «Чужие» не оригинально...Ведь был фильм с таким же названием!
- Аналогии не случайны: если там «чужие» рвались наружу в виде инопланетян изнутри человека, то у меня наружу вырываются страсти, грехи и страхи человека. Время изменилось: мой фильм – про то, что люди чужие друг другу, к сожалению.
- В вашем фильме и национальные вопросы затрагиваются, и ныне острая американская тема…
- Все совпало, оказалось пророческим.
- Как будто специально подгадали!
- Знаете, на самом деле войну, наверное, развязать легче, чем кино снять. На кино нужно потратить минимум полтора-два года, а война – раз, и началась!
- Необычен выбор актеров для вашего кино: шестеро иностранных актеров и двое российских. 6:2 в их пользу!
- Больше! Там же много арабов. Мы снимали двести арабских детей. Важно, что американцев и арабов наши актеры не играют. Две же русские мужские роли сыграли питерские актеры – Виктор Бычков и Алексей Полуян. Я уверен, что Полуян (знакомый по фильму «Груз-200». – Прим. Авт.) сыграл свою лучшую роль в кино.
- А насчет Бычкова что скажете?
- Бычков – очень хороший актер, в нем есть какая-то трагическая ирония.
Очень рад, что Полуян и Бычков согласились у меня сниматься, и даже в Африке мне с ними было работать комфортно и интересно.
- Но Бычков все-таки ассоциируется с Кузьмичом из «Национальной охоты», с ролью ведущего «Спокойной ночи, малыши!»…
- На меня не давит его прошлое. Он достойно справился с ролью плененного русского хирурга. Со всей своей иронией и трагизмом он на месте.
- Вы любите всех актеров, с кем работаете?
- Своих – да. Но актеров же очень мало хороших. Можно сказать, их нет! Работа с американскими актерами меня поразила тем, что это потрясающие профессионалы.
- А у нас культивируется некий миф, что наши актеры лучше западных!
- Значит, так: о русской актерской школе вообще нельзя говорить, потому что ее больше нет… Наши молодые актеры потеряли профессию. Включите телевизор и сами все увидите.
- Неужели русские актеры хуже монгольских?
- Я не знаю, в Монголии не снимал. Но, сравнивая с американцами, скажу, что наши – детский сад. В плане ремесла. Мы не обсуждаем талант, потому что он от Бога, от папы с мамой, а говорим про ремесло. Когда я столкнулся с американцами в фильме «Чужие», лишний раз понял: это профессия, это ремесло! Они работают 24 часа в сутки, заняты ролью, у них нет параллельных сериалов, новогодних елок, корпоративов...
- А амбиции хоть имеются?
- Они работают на себя, и им это очень интересно. Это очень хорошие, серьезные артисты – я очень доволен пятью американцами, которые у меня снимались. И на экране это заметно, поскольку играют они по-другому. Даже не играют, а проживают, тратятся так, как в свое время тратились Даль, Папанов, Миронов. Это такой уровень…
- Здорово, если это действительно так!.. Выходит, в вашей картине они переиграли наших актеров?
- Можно и так сказать. Хотя неправильно говорить, что они переиграли. Я специально соединил три планеты воедино. И важно не кто кого переиграл: в их взаимодействии есть кайф. Кому-то симпатичны эти, кому-то – другие, но это разные планеты… А нашим актерам надо бы миф развеивать по поводу русской актерской школы. Не понимаю, почему до сих пор у кого-то есть сомнения: включите телевизор и посмотрите наши сериалы. Какая там актерская школа?! Актерская школа – это когда средний класс артистов очень высок. А если мы едва насчитаем десять актеров на всю страну, играющих хорошо, а все остальное – мусор, так правильно говорить: нет актерской школы! И любой человек, который окончил учебное заведение у нас, подтвердит: ничему там не учат! Не знают они профессии. О чем говорить, если они даже элементарно не учат текста, не понимают географии съемки, не держат мизансцену… Для меня выбор актеров всегда сложен, и я горжусь и люблю тех, кого снимаю. Людмила Максакова, Алексей Петренко, Карен Бадалов, Юрий Цурило, Виктор Бычков, Алексей Полуян – называю топовых артистов. Но опуститесь этажом ниже, и уже не с кем работать. Средний уровень безрадостен.
- А что ж вы не зазвали в «Чужих» медийных лиц?
- Зачем они мне? Медийные лица культивируют себя по ТВ. Включите телевизор и посмотрите, как выглядит Марат Башаров, ведущий передачи «Ледниковый период»…
- Марат на коньках становится все более пародийным персонажем…
- Мне стыдно за него. Надо об этом сказать. Он сам-то помнит, что он драматический артист или уже забыл про это?
- Самое интересное, что как ТВ-ведущий Башаров ничего особенного не представляет…
- А неважно! Он медийное лицо. Вы знаете, я отказывался от участия в ТВ-шоу «Король ринга», отказывался от «Танцев со звездами», от других проектов. Ну не ощущаю я себя там. А все туда прутся!..
- А есть такие актеры, что Грымову отказывают?
- Не сталкивался… А как понять – отказывают? Хотя в принципе такое можно допустить. Ну, хочет кто-то сниматься в «ментах», и до моих фильмов ему дела нет. Да и у меня же трудней, сложней. Тот же Юра Цурило из театра уходил, чтобы заниматься «Казусом Кукоцкого». А кто же еще бросит сериалы, популярные ТВ-шоу?!
- Вы часто говорите, что «Чужие» - современный фильм и расшифровываете это понятие, как «честный фильм»… Но знайте, что такие слова все режиссеры говорят!
- Да?
- Просто хочется услышать еще какие-то слова, кроме пресловутых честности и искренности…
- А мне достаточно! Я снял честное кино о сегодняшнем дне. Просто каждый вкладывает разный смысл в слово «честность».
- Ваше кино будет шокирующим?
- Что вы имеете в виду? Таким, как Камеди Клаб, не будет… Я снял картину, я доволен, считаю, что это кино современное во всех аспектах – кстати, и в техническом. Звук мы писали в Англии, на прекрасной студии, могу гарантировать, что такого звука в русских фильмах нет. Когда привезли картину в Москву, решили проверить, как она здесь звучит. Арендовали на Мосфильме лучшую тон-студию, слушаем – за свои же деньги. Звучит, вроде, нормально, но как-то не так… Минут через пять разобрались: сабвуфер не работает и левая колонка-пищалка барахлит! Все это, напомню, происходит на топовой студии Мосфильма.
- Может ли ваш фильм «Чужие» иметь западную прокатную историю?
- Он будет прокатываться по миру.
- Прокатываться по миру – слишком общие слова…
- В арабских странах будет показан, в Америке. Мы этим занимаемся. Вопрос времени.
- Если можно, несколько слов о другой вашей деятельности. Что происходит еще в десяти направлениях, в которых Грымов работает?
- А каких? С рекламой я уже давно завязал. С клипами завязал.
- Неужели звезды больше не предлагают Грымову снять клип? Ни Алсу, ни Пугачева?
- А шоу-бизнеса сейчас нет. Пластический хирург, который может сделать артистке грудь, нынче востребован больше, чем клипмейкер. Сегодня в России без шикарного бюста на сцену выходить нельзя – таков наш шоу-биз…
А я вот собрался открыть галерею в Москве… Современное искусство разных стран и направлений. Давно собираю живопись и решил людям показать мировую живопись большого уровня. Я подсел на мусульманское искусство, это очень серьезная живопись, на каирскую школу…
- Уж не благодаря ли фильму «Чужие»?
- Да-да. Многое для себя открыл.
- А в театр вернетесь?
- Хочется опять пойти в театр, хотя это очень тяжело. Я в театр иду ради кино, чтобы разобраться с живым зрителем, понять его. Три мои опыта в театре (два драматических спектакля, одна опера) меня, как режиссера, усилили.
- Ваш молодежный журнал Fakel потух?
- Надеюсь вновь зажечь. Был очень интересный проект, серьезная журналистика, хотя и молодежный журнал.
- Вы по-прежнему руководитель молодежного департамента по Интернет-образованию?
- Уже нет. Сейчас занимаюсь только кино. Надеюсь, буду снимать фильм для детей…
- За аналогичный проект взялся Михаил Пореченков - тоже собрался фильм-сказку снимать…
- Так он же, по-моему, детский фильм уже снял - «День Д»!.. Я надеюсь, что деньги появятся, и буду снимать сразу два детских фильма: один по Улицкой «Год белого слона», уже актеры подобраны…
- Не медийные?
- Мария Аронова – медийная?
- Уже да, она очень много снимается… Но медийными могут быть и хорошие актеры!
- Нет, не могут. Медийность – это последняя ступень. Когда актер выходит на медийность, уже обратно не возвращается.
У меня много других проектов, но все упирается в средства, потому что экономического бума русского кино не существует. Провал! Провал русского кино в России. Профукан рынок, нет квот на русское кино, как это существует во всем мире. Тридцать процентов французских фильмов должно идти во Франции, сорок – в Германии…
- Опять проценты, опять ограничения!
- А как иначе можно противостоять американской киномашине? Наши кинотеатры сидят на пакете фильмов. Если откажетесь от одной картины, не дадут остальные. Мы потихоньку превращаемся в просмотровый зал голливудских картин. А наше кино тем временем становится проамериканским, потому что подстраивается под вкусы зрительской аудитории, воспитанной на Голливуде.
- Юрий, а Союз кинематографистов России вам знаком?
- Ну, я слышал, что есть какой-то союз. Но я не член.
- Никто не приглашал?
- А зачем я им нужен?
- Как зачем? Всем вместе решать проблемы российского кино…
- Им там всем нормально. Зачем я им? Знаете, что Союз кинематографистов должен был сделать очень давно – решить вопрос с пиратством.
- И как он это решит? Это ведь нужен закон!
- Элементарно. Если председатель Союза кинематографистов встречается с Президентом, говорит какие-то правильные слова – неужели нельзя пролоббировать Закон о пиратстве? Ведь на глазах у всей страны люди не платят налоги, воруют интеллектуальную собственность…
- В наше время такой закон будет реально работать?
- Если два года тюрьмы получат тот, кто купил, и тот, кто продал, то где вы увидите пиратские диски?! Сейчас же от пиратов страдают все. Зрители – от плохого качества, производители картин – от того, что недополучают деньги, которые могли бы потом вложить в новое кино. Но всем всё по фигу.
Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру
Юрий Грымов: «За русское кино стыдно...»
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ