Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Кавказский аншлюс

966
www.obkom.com

На минувшей неделе президент Южной Осетии Кокойты заявлял о ее желании войти в состав Российской Федерации, правда, уже через два часа фактически взял свои слова обратно. Корреспондент «Фонтанки» выяснил, как могли бы по закону развиваться события, если бы намерение осетин присоединиться к РФ не ослабело. Конституция России позволяет присоединить к нашей стране иностранное государство или даже его часть. Специальный федеральный закон был принят почти семь лет назад.

Закон есть закон

Согласно принятому в 2001 году Федеральному конституционному закону, принятие иностранного государства или его части в качестве нового субъекта РФ осуществляется по взаимному согласию двух стран. Но инициатива должна исходить от руководства присоединяемой республики, которое направляет соответствующее предложение президенту России.

Процедуру «иммиграции» новой страны в состав Российской Федерации нельзя назвать простой. После проведения соответствующих переговоров и консультаций должен быть заключен международный договор. Помимо общих вопросов определяется наименование и статус нового субъекта, в договоре в обязательном порядке оговаривается порядок приобретения его жителями российского гражданства, правопреемство в отношении членства страны в международных организациях, его имущественных активов и пассивов, функционирование органов государственной власти в новом субъекте, действие на его территории законодательства России. Международным договором может устанавливаться также переходный период, в течение которого новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов власти. По отдельным вопросам стороны вправе согласовывать специальные протоколы.

Подписанный международный договор подлежит обязательной проверке в Конституционном Суде России. После этого - ратификации в парламенте. Также должен быть принят специальный федеральный конституционный закон РФ – необходимо, чтобы за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей членов Совета Федерации.

Вторая попытка

Вопрос о присоединении Южной Осетии уже как бы рассматривался Конституционным судом России. Депутат Госдумы Андрей Кокошин еще в июле 2004 года направил туда запрос «О правовых аспектах вхождения Южной Осетии в состав Российской Федерации на правах нового субъекта». По неофициальным данным, в секретариате высшей судебной инстанции депутату ответили, что присоединение республики возможно, но только с согласия Грузии: «Закон допускает принятие в состав России в качестве нового субъекта иностранного государства или его части. Однако договор должен заключаться не с частью иностранного государства, а непосредственно с данным государством».
В 2006 году Эдуард Кокойты заявил, что обращается в Конституционный Суд России с заявлением о признании возглавляемой им республики частью Российской Федерации. Осетинский лидер аргументировал свою позицию Кючук-Кайнарджийским договором 1774 года между Российской и Османской империями о вхождении «единой Осетии» в состав России. Вот только современная Российская Федерация никак не является правопреемником Империи.

В официальной базе данных принятых судебных актов Конституционного Суда России какие-либо документы по запросам Андрея Кокошина и Эдуарда Кокойты отсутствуют.
Напомним, что и Абхазия, и Южная Осетия входят в так называемый СНГ-2 – «Содружество непризнанных государств». Это неформальное объединение, созданное непризнанными самопровозглашенными государственными образованиями на постсоветской территории. Кроме юридически грузинских анклавов в СНГ-2 входят Нагорно-Карабахская и Приднестровская Молдавская Республика. Соглашение о создании объединения было достигнуто на встрече министров иностранных дел этих республик в 2001 году в Степанакерте. Разумеется, ни одним «настоящим» государством (даже Россией) это Содружество не признается.

По заветам Чемберлена

Юридически ситуация теперь изменилась: официальная власть России признала Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, подтвердив и легитимность ее правителей. Конституционный Суд России вправе будет оценивать соответствие вхождения республик в состав Федерации с точки зрения российского законодательства, но никак не с точки зрения правовой системы самих «импортируемых стран».

Если вето наложено не будет, то процесс интеграции, скорее всего, окажется не таким юридически сложным, как, например, объединение Германии или передача Гонконга Китаю.
А вот политические проблемы возникнут неизбежно – кроме России и Никарагуа весь мир пока считает Южную Осетию частью территории Грузии. А потому ее присоединение к России - не что иное, как аннексия (лат. ad nectere – присоединять), – насильственный акт присоединения государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке. По международному праву аннексия – один из видов агрессии и в настоящее время влечет международно-правовую ответственность.

Из искры разгорится пламя

Если российские власти сейчас согласятся признать действительным Кючук-Кайнарджийский договор двухсотлетней давности, то вполне законным будет поставить вопрос о возврате Эстонии Ивангорода, Печорского района Псковской области и части Кингисеппского района Ленобласти: эти территории до 1940 года входили в состав Эстонской Республики. У Финляндии появятся основания требовать возврата оккупированного Карельского перешейка, а у Японии – не только нескольких Курильских островов, но и половины Сахалина. В итоге практически все мирные границы России могут оказаться под угрозой.

Антон Одынец,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях