Коллегия присяжных городского суда Санкт-Петербурга приступила к рассмотрению резонансного уголовного дела о двух терактах, произошедших в Петербурге зимой 2007 года. Адвокаты обвиняемых, как обычно, призвали присяжных быть внимательнее к судьбам оказавшихся на скамье подсудимых четырех парней, а одна из потерпевших рассказала, как изменилась после взрыва ее судьба. Обе стороны выслушал корреспондент «Фонтанки».
«За несколько секунд до взрыва я встала со стула. Ударной волной меня выбросило из павильона», - рассказывая о том, что ей довелось испытать, цветочница Алевтина Густова заметно волновалась. Да и было от чего - по словам женщины, если бы она осталась на стуле, то, как объяснили после взрыва оперативники, ее бы разорвало. Как впоследствии обнаружили следователи, под стулом была дыра 30 на 40 см, в потолке павильона нашли влепившуюся туда гайку, стекла были выбиты, букеты, вазы, аксессуары валялись вперемешку...
Этот взрыв прогремел днем 4 февраля 2007 года возле станции метро «Владимирская». Как сообщил сегодня в суде выступавший первым гособвинитель, под цветочным ларьком сработало самодельное взрывное устройство (СВУ), начиненное металлическими гайками. В результате взрыва пострадала продавец киоска Густова. Как установило следствие, «подрывники» планировали сорвать акцию местных антифашистов «Еда вместо бомб», которые каждое воскресенье на Владимирской площади раздавали пищу бомжам. Однако из-за опоздания организаторов акция задержалась.
Поэтому число жертв было минимальным: травмы получила только продавец цветов, ущерб ларьку был оценен в 4,5 тысячи рублей.
При другом взрыве, который инкриминируется четверке, пострадало гораздо больше людей, и ущерб был более значительным — место и время «бомбисты» выбрали безошибочно. Второй теракт был проведен вечером 18 февраля, когда «Макдональдс» на углу Невского проспекта и улицы Рубинштейна был заполнен посетителями. СВУ, аналогичное тому, что было установлено в цветочном ларьке, поместили под стол. В результате взрыва пострадали более 10 посетителей, нескольких из них пришлось госпитализировать. В самом фаст-фуде обрушились часть внутренней стены и часть потолка с вентиляционной консолью. Ущерб составил около 2 миллионов рублей. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «покушение на убийство».
Четверо петербуржцев, которые ныне находятся на скамье подсудимых — 27-летний кладовщик магазина «Телемакс» Федор Ковальчук, 21-летние сварщик-сборщик ООО «Технобалтсервис» Александр Петрищев и продавец-консультант магазина «Оби» Евгений Скоров и 17-летний учащийся колледжа — были задержаны уже в марте. После их допросов уголовное дело было переквалифицировано на статью «теракт». В ходе расследования было установлено, что безоболочное СВУ было создано из триперекиси ацетона, тротила, взрывателя с часовым механизмом и действовало по принципу мины замедленного действия. Для усиления поражающего эффекта «адскую машину» начинили металлическими гайками. В совокупности молодым людям было предъявлено обвинение в терактах, в незаконном ношении, хранении и незаконном изготовлении взрывчатых веществ и взрывных устройств. Виновным себя признал только Федор Ковальчук.
После выступления гособвинителя слово перешло к стороне защиты, которая выразила консолидированную с подсудимыми позицию по отношению к обвинению. Адвокат Василий Дребот, представляющий интересы несовершеннолетнего подсудимого, отметил, что его клиент оказался за решеткой только благодаря изъятой у него тротиловой шашке. «Мой подзащитный признает, что купил ее у «черных следопытов». Однако доказательства, собранные в материалах дела, доказывают его невиновность», - считает адвокат. Его коллега Алексей Михайленко, защищающий Александра Петрищева, заявил, что его клиент не признает обвинение в полном объеме. «После исследования доказательств вы придете к таким же выводам», - обещал присяжным адвокат. Защитник Евгения Скорова адвокат Станислав Карцев обратил внимание присяжных, что фамилия его клиента была упомянута гособвинителем всего 4 раза. «Мой клиент не расист и не террорист, как считает следствие. К государству не имел и не выражал претензий. С основным курсом развития нашего общества в целом согласен», - заявил присяжным адвокат. По его словам, Скоров стал жертвой стечения обстоятельств и ошибок, сделанных им ранее, что привело к тому, что фамилия Скорова фигурирует в материалах уголовного дела. «Судьба человека – это не статистическая единица», - заявил адвокат присяжным и попросил их быть к ней, судьбе, внимательней.
Судьба потерпевшей Алевтины Густовой, допрошенной в последнюю очередь, после теракта изменилась не в лучшую сторону. Женщина рассказала суду и присяжным, что получила психологическую травму: до сих пор вздрагивает от каждого хлопка и боится садиться за руль автомобиля. Кроме этого, у нее стал слепнуть левый глаз и развился диабет... Выступая перед судом и присяжными, Алевтина Густова не скрывала волнения, пару раз порывалась задать вопрос подсудимым. Однако судья Кургузов объяснил ей, что такое право будет предоставлено ей позже. Возможно, тогда она сможет спросить — чем же помешал «бомбистам» цветочный ларек и продавщица?
Алексей Михайлов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Заседание суда по делу о взрыве в "МакДональдсе" назначено на 11сентября;
Делом о взрыве в "Макдональдсе" займется суд присяжных;
Задержаны подозреваемые в организации взрыва в "Макдональдсе";
«Крестовый поход» на митинг не удался;
Скажите, это теракт?
Бомба вместо еды;
В «Макдональдсе» на углу Невского произошел взрыв
Присяжные приступили к делу о "двух терактах"
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ