Гастроли Московского художественного театра имени А.Чехова начались на сцене БДТ. В субботу и воскресенье при переполненном зале давали комедию Кена Людвига «Примадонны». Интрига держится на вечном: Лео (Юрий Чурсин) и Джек (Дмитрий Дюжев) переодеваются из платьев мужских в наряды женские и большую часть сценического времени проживают жизнь прекрасных человеческих половин…
Недавний короткий диалог с коллегой по цеху еще раз убедил: есть, есть тяга к брюзжанию, снобизму, желанию любые оценки и рассуждения о спектаклях сопровождать выражением лица многозначительным и часто скучным. Многие из нас не преминут невзначай обронить, что шапчонка-то на голове не простая, а сшита в спецателье «Высокий лоб». Все эти черты, раздражающие актерско-режиссерские сердца, увы, признаем честно, — составляющая счастливого обладателя театроведческого знания, точнее — диплома. И для вовсе поверхностных недовольств, причина обнаруживается мгновенно…
Сначала мы долгие годы плакали, очутившись в постперестроечной культурной изоляции. Это, если кто забыл, когда в свой питерский театр брели, а большие гастроли лишь вспоминали, скучали по ним, причитали. Нынче нас с искусством Отечества и мира не разлучить. Живем в отсутствии театрального дефицита. Брассом рассекаем полноводный мейнстрим. Престижных фестивалей, представляющих новейший западный опыт, не счесть. Театры российских городов с полномасштабным отчетом в гости к нам.
Топ-труппа Марка Захарова («Ленком») что ни полугодие — с нами. Артисты МХТ во главе с Олегом Табаковым, пребывающим в завидном состоянии, которое я бы назвала «позитив он-лайн», - на сцене БДТ перестали чувствовать себя гостями. Но условной театроведческой «старухе» взбраниться еще пуще — легко. «Слишком частые де гастроли, антрепризный привкус, он же душок, буржуазный налет». Троекратное «ах!» при виде цены на билеты. Добавьте к этому не без скорби в голосе размышления о высоком предназначении русского театра и его сегодняшнем желании развлечь и подчас усугубить тлетворное влияние супруги Евгения Ваганыча. Все так. Но иногда (к сожалению, редко) возникает желание забыть о базовом образовании и искренне соединиться с публикой, стать ее «заединщиком».
Если говорить языком, лишенным сложности, то петербуржцы, заполнившие зал БДТ до последнего яруса, выходили после спектакля «Примадонны» ровно в том состоянии и настроении, которое должно охватывать зрителя, два с лишним часа наблюдавшего за комедийными эскападами. Да, театр в данном случае исключительно развлек, предоставив единственное: возможность расхохотаться. Не меньше десяти раз. И volens-nolens заставил вспомнить, и Аристотеля, и Канта. Первый говорил, что «Смешное – есть некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдание и ни для кого не пагубное». Второй считал, что «смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженного и ожидаемого, происходит нечто совершенно незначительное».
Это самое незначительное обеспечил Кен Людвиг, американский комедиограф и режиссер, обладатель таких престижных наград, как премии «Лоуренса Оливье» и «Тони». Пьесы «Шекспир в Голливуде», «Луна над Буффало», «Будь моим ребенком» и другие сочинения охватили 25 стран (в том числе подмостки Бродвея и лондонского Вест-Энда) и 16 языков. Последние известные нам сведения: в мае 2008-го Кен поставил в Хьюстоне собственный вариант по сценарию фильма Джорджа и Айры Гершвин «Американец в Париже». «Таймс» называет Людвига «поставщиком легкой комедии в театр средней Америки».
Москва увлеклась им совсем недавно. Сначала режиссер Евгений Писарев явил «Одолжите тенора» в театре имени Пушкина, а теперь дом в Камергерском допустил его к порогу с «Примадоннами».
В захлебывающийся от наивных хитросплетений сюжет комедии положений вовлечены милые мужчины, странствующие провинциальные молодые актеры Лео и Джек (неуловимым дуновением заставляющие вспомнить любимую пару из «Леса» Островского), полуживая, но забавнейшая старуха миллионерша Флоренс, ее молодая, тяготеющая обрести любимого, наследница Мэг, имеющий виды на Мэг и деньжищи противный пастор Дункан, предельной сочности девушка Одри, влюбленный в нее бестелесно - нелепый мальчишка Буч и т.д.
Интрига держится на вечном: Лео и Джек , дабы прикинуться исчезнувшими сто лет назад с горизонта старухи племянницами, переодеваются из платьев мужских в наряды женские. Казалось бы, от жирных красок, пошлых ужимок и всего того банального набора примитивных средств, коим изобилуют театральные, ТВ и кино - «матрешки-ушанки» — уберечься, не скатиться в пучину скабрезностей, практически невозможно. К счастью тех, кто не в Альцгеймере и помнит Тони Кертиса и Джека Леммона из фильма «В джазе только девушки» или Дастина Хоффмана в «Тутси», плохого не случилось. Оба актера работают блистательно. Стопроцентный мачо Дюжев заставляет прямо-таки полюбить свою Стефани — ужасную, огроменную тетку (добавьте к почти двухметровому росту Дмитрия высокие каблуки). Глядя на шустрого, легкого, невероятно пластичного Юрия Чурсина в обличии Мексин, напоминающую молодую темпераментную Шапокляк, ничего не остается, как подзабыть, какого артист в жизни пола… Эксцентрический дуэт виртуозно слажен. Причем, все поровну. Ни один не перетягивает на себя широкого комического одеяла. Ритм бешенный. Краски не акварельные. Но масло, почти не разбавленное, на этот раз, не в лапах ремесленников…
Миллионерша Михаила Трухина внешне выглядит так, будто грим ей и хореографию в инвалидной коляске придумал сам Михаил Шемякин. Нет, тут Трухин не Гамлет, он — другой. И тоже ужасно смешной.
Остальные участники комического забега (хорошо бы Евгению Писареву дистанцию подсократить этак минут на 25), хотя и напрягаются и даже нещадно, но не зажигают. Что, впрочем, неважно. Боливара в данном случае хватило на троих.
Елена Вольгуст,
Фонтанка. ру
«Примадонны» в МХТ: смешней некуда…
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ