Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Недвижимость Жизнь после саммита

Жизнь после саммита

305
regionplus.az

После признания РФ независимости Абхазии и Южной Осетии, сложилось впечатление, что Россия впервые может оказаться в полной международной изоляции. Такого не было даже в советские времена: СССР всегда мог надеяться на поддержку мирового коммунистического движения. Однако прошедший 1 сентября экстренный саммит ЕС в Брюсселе продемонстрировал, что ожидать единого фронта борьбы с Россией преждевременно.

За неделю, последовавшую вслед за признанием РФ независимости Абхазии и Южной Осетии, сложилось впечатление, что Россия впервые может оказаться в полной международной изоляции. Такого не было даже в советские времена: СССР всегда мог надеяться на поддержку мирового коммунистического движения. Однако прошедший 1 сентября экстренный саммит ЕС в Брюсселе продемонстрировал, что ожидать единого фронта борьбы с Россией преждевременно.

Главной причиной если не враждебного, то, по крайней мере, весьма прохладного отношения к российским действиям стала не только блестяще проигранная на международном поле информационная война, сколь повсеместное опасение за свою собственную территориальную целостность: практически у всех есть свои территориальные или этнические проблемы. Новички ЕС также обеспокоились тем, что Россия объяснила введение своих войск за Кавказский хребет «защитой собственных граждан». Ранее от Кремля таких энергичных действий не ожидали, и, памятуя, что в тех же странах Балтии число россиян измеряется десятками тысяч, можно понять их нервозность. Как сказал министр иностранных дел Латвии Марис Риекстиньш, не означает ли это, что если где-то обидели россиянина или ему показалось, что его обидели, России надо хвататься за оружие?

В каждой избушке...

Какие принципиальные действия готовы применить те или иные европейские страны по отношению россиян: как к туристам, бизнесменам, так и к тем, кто приехал жить и работать в Европу? Лишат ли их зарубежной собственности, вышлют из Европы, или все будет «как в сибирской тайге – наверху шумит, а внизу тихо»? И, что немаловажно, какой социальный климат царит в этих странах, как психологически будет себя чувствовать в них человек, говорящий по-русски?

Мы связались с нашими коллегами из различных европейских русскоязычных СМИ и задали один вопрос – а можно ли ожидать дискриминацию по отношению к «нашим людям»: как к туристам, так и к тем, кто является собственником недвижимости или бизнеса?

Великобритания, как известно, идет в авангарде антироссийской партии Евросоюза. Она выступает за максимально жесткие меры в отношении России, включая различные санкции, среди которых, возможно, и пересмотр положений по облегчению визового режима для граждан РФ. Однако она получила поддержку лишь Польши и стран Балтии.

По словам Леси Калашник, главного редактора еженедельника «АНГЛиЯ», довольно сложная ситуация возможна все же именно на уровне личных, бытовых отношений. Леся пишет, что «...у одной русской подруги накануне замужества случился обморок, потому что друзья-англичане ее мужа серьезно отговаривали жениха от принятия такого серьезного решения после истории с полонием».

Британцы раздираемы противоречивыми чувствами, пишет нам Леся Калашник. «...Они не станут терять возможной прибыли от покупки недвижимости или туров россиянами, тем более в условиях финансового кризиса. Но, к слову, есть некоторые города (например, в красивых прибрежных зонах), где существует негласная договоренность между риэлтерами о непродаже недвижимости любым иностранцам».

С учетом того, что именно в Британии раздавались голоса «прекратить паломничество русских нуворишей», там можно ожидать самых неожиданных и неприятных сюрпризов. Причем необязательно официально заявленных — могут возникнуть судебные дела и формально это будет решением суда по конкретному делу, а не государственным решением.

Чехия, Венгрия и Румыния солидаризируются с первой группой, однако не столь радикальны – скорее, готовы поддержать действия «за Грузию», чем «против России». Либор Кукал, замглавного редактора «Радио Прага» считает, что на государственном уровне в Чехии не ожидается никакой дискриминации русских в связи с событиями на Кавказе. Мало того, напоминает Либор, «...чешский президент Клаус, почти единственный политик в Европе, однозначно поддержал позицию России по поводу конфликта в Грузии». С другой стороны, война совпала с 40-й годовщиной вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Все это уже привело к «...небывалой антирусской кампании в чешских СМИ. В газетах появилось множество антирусских высказываний, некоторые довольно неожиданные, например, от чешских спортсменов на Олимпиаде». Но, тем не менее, о дискриминации на государственном уровне говорить нельзя.

Ирландия, как и большинство европейских стран, занимает выжидательно-нейтральную позицию, и по сути ограничивается «осуждениями» и подписанием резолюций. В стране развивается собственный экономический кризис – и это главная тема для ирландцев.

Сергей Тарутин, издатель «Нашей газеты» в Ирландии отмечает, что за исключением появления нескольких «...граффити с надписями типа «Русские Свиньи» на английском языке, сделанных с грамматическими ошибками, что говорит об их неирландском происхождении, общая реакция правительства и серьезной прессы вполне взвешенная».

По мнению Сергея Тарутина «...никто ничего отнимать или запрещать не будет, но общий инвестиционный фон как Грузии, так и России серьезно подпорчен, что может грозить инвестиционной активности ирландских компаний в России. Пока Ирландия будет выжидать до формирования Евросоюзом определенной позиции и соблюдения сторонами условий прекращения огня». Не стоит забывать, что Ирландия «прокатила» референдум о принятии Лиссабонского протокола, означающего большую централизацию власти в Брюсселе. Ирландцы могут поступать именно «в пику» органам Объединенной Европы, разумеется, до определенных пределов.

Позицию Ирландии разделяет и такой традиционный европейский нейтрал, как Австрия. Также позитивно настроена и редактор «Нового Венского журнала» Ирина Мучкина. По ее мнению, никакой дискриминации в Австрии по отношению к россиянам, их имуществу и бизнесу не предвидится.

Оптимизмом дышит информация с Средиземноморья. Кипр и Греция традиционно поддерживают Россию, тем более, что они именно сейчас находятся на пике развития экономических связей. По словам Наталии Кардаш, директора газеты «Вестник Кипра», на Кипре «...вряд ли изменится хорошее отношение к русским. В течение ближайших месяцев состоится визит президента Кипра Димитриса Христофиаса в Москву. Ожидается, что будет подписан ряд соглашений, которые только улучшат положение россиян на острове, а киприотов в России».

Испания и Финляндия являются лидерами для жителей Петербурга по количеству приобретаемой в них недвижимости. Если Финляндия – это «ближняя дача» и «супермаркет», то Испания – «дача у моря».

Испания буквально пополам разделена между «правыми» и «левыми» силами, и там и тут среди представителей этих сил есть и «адвокаты России» и ее противники. Испания – по сути дела федерация, и имеет своих собственных сепаратистов. Именно поэтому испанские власти мертвой хваткой держатся за принцип территориальной целостности государств, не признавая ни Косово, ни Абхазию с Южной Осетией. При этом испанцы так устали от сепаратизма, что приветствуют жесткие, радикальные меры. Не случайно бывший премьер-министр Испании (правый) Хосе Мария Аснар называет нынешнего премьера России Владимира Путина своим другом – их слова вполне можно после перевода приписать друг другу. Да и с королем отношения хорошие.

По словам Александра Чепурного, руководителя Ассоциации иммигрантов из стран Восточной Европы (AIPEA) «...на государственном уровне трудно ожидать каких-либо санкций в отношении россиян, так как испанские власти, наверное, самые нейтральные в этом конфликте».

Примечательно, что в Испании даже русскоязычная диаспора (в которую входят те же грузины и осетины) не раскололась. «Все волнуются только за мирное население, как осетинское, русское, так и грузинское, – говорит Александр Чепурной. – Все понимают, что везде применяются двойные стандарты, и на американском, и на российском ТВ, и любому человеку понятно, что правду и золотую середину определить невозможно».

Финляндия находится в весьма сложном положении. С одной стороны, она связана с Россией уймой экономических, культурных и прочих связей. В конечном счете длина российско-финляндской границы свыше 1200 километров. А с другой – у Финляндии есть весьма прискорбный опыт Зимней войны 1939-40 гг., когда СССР использовал провокацию на границе и атаковал Суоми. Тогда, кстати, Сталин организовал марионеточное правительство на отвоеванной территории в Терийоки, но обнаружил, что потерял все местное население – оно ушло, в том числе крестьяне и рабочие, на вооруженные выступления которых, собственно говоря, Сталин и надеялся. Со своих насиженных мест ушли около полумиллиона человек, и социальная память об этом исходе все еще живет в народе.

Именно поэтому ни один финский политик не может приветствовать создание новых государств «в горячке боя», но и не может отрицать право наций на самоопределение – сама Финляндия воспользовалась им в 1917 году. Поэтому Финляндия против санкций, за развитие диалога, но диалога принципиального, открытого. Ее власти выступают за оказание финансовой помощи по восстановлению пострадавших районов Грузии (включая Южную Осетию и Абхазию). Как сообщило в понедельник вечером финское радио, премьер-министр Финляндии Матти Ванханен отметил, что необходимость для пересмотра отношений с Россией существует без введения санкций.

Впереди новые встречи и консультации. В настоящее время все опрошенные нами эксперты и комментаторы сошлись в одном – если Россия, не делая резких движений, выведет войска с территории собственно Грузии, а Грузия не предпримет новых попыток взять Осетию и Абхазию под свой контроль, то ситуация начнет «спускаться на тормозах». В противном случае это может превратиться в долговременную сложную проблему, границы и масштабы которой сейчас трудно определить.

Константин Ранкс,
Рига-Хельсинки

Информация к размышлению

Кто прежде всего пострадает от любых санкций?

По разным данным, в ЕС живет более 5 миллионов выходцев из бывшего СССР, которых там традиционно называют «русскими» - будь они хоть чеченцами, хоть грузинами, хоть манси. И каждый раз, когда Россия совершает «неловкое движение», именно эти люди чувствуют изменение отношения к себе острее всего. Более 13 миллионов россиян имеют загранпаспорта. Не стоит забывать, что это наиболее обеспеченная и «продвинутая» часть так называемого «русского мира». По европейским масштабам – это Балтия, Финляндия и Швеция вместе взятые.

Какими могут быть визовые санкции? Кнут...

На данный момент можно ожидать два подхода, которые могут здорово отличаться в зависимости от того, к какому классу относится конкретный россиянин. Кнут может ожидать в первую очередь депутатов Госдумы, Совета Федерации, а также других крупных выборных органов, а также - крупное чиновничество. Этот метод – визовых ограничений - уже отработан на примере невыдачи виз госчиновникам Белоруссии. В случае с Россией он может быть модифицирован. Стоит поволноваться и олигархам – именно их счета и компании могут стать объектом крайне пристального внимания европейских и американских фискальных органов.

...и пряник

А вот в отношении простых граждан могут быть разные варианты. Однако стоит обратить внимание на любопытное заявление министра иностранных дел Литвы Пятраса Вайтекунаса, который неоднократно на различных политических мероприятиях Евросоюза подчеркивал, что политика изоляции, принятая на вооружение ЕС, в отношении какого-либо государства только «консервирует режим», в то время как «...открытость, возможность простым гражданам чаще бывать на Западе» объективно способствует ускорению внутренних процессов демократизации.

В пользу простых граждан России говорит еще то, что по мнению политического истэблишмента Европы, президентские выборы 2008 года в России были безальтернативными, и возможность влияния граждан на политику своего государства весьма ограничена, следовательно, и спрос с них не слишком велик. Однако, как говорится, «бьют не по паспорту, а по физиономии», и поэтому изменение отношения к россиянам «на местах» может заметно разниться от страны Евросоюза к стране.

Все материалы раздела «Зарубежная недвижимость» на "Фонтанке"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34