Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Игры на коленке

Игры на коленке

248

Выступление российских спортсменов на летней Олимпиаде (третье место в общекомандном зачете – позади Китая и США) не покажется таким горьким, если, пока шли Игры в Пекине, вы взбирались на Великую Китайскую стену и общались с местными таксистами. Пара незатейливых кроссовок, выторгованная на Шелковом рынке, – еще одно хорошее воспоминание о столице Китая.

Улыбка таксиста

Пекин… Прилетев сюда в августе, лучше захватите из самолета кислородную маску. Сначала, как говорится в самолетах, наденьте ее на себя, затем – на ребенка.
На улице – как в турецкой парной. Не видно, кто рядом – женщины или мужчины.

Сядешь в такси – дует кондиционер, высунешь руку в окно – она покрывается испариной. Хорошо еще, если таксисту можно что-то объяснить. Пекинские таксисты обычно только улыбаются. Даже если ты им в четвертый раз талдычишь, что тебе надо ехать в гостиницу. Или куда-нибудь еще. Неважно, в общем, куда ты едешь – главное, растолковать это таксисту. А как растолковать, если он только китайский понимает?

К огорчению местных водителей, Пекин разрастается так быстро, что они не успевают его изучить. Работают каждый в своем районе. И даже если ты тычешь в карту, указывая конкретный адрес и его окрестности, – не помогает. Пекинский таксист улыбается в ответ. Ему было бы понятно, если бы ты сказал: «500 метров от дерева, растущего в парке Хоукхай». Зато поездка на такси – относительно дешевая. Полгорода можно проехать за 40-50 юаней. То есть за 160-180 наших рублей. Главное – приехать в нужное место.

В Москве было не хуже

Говорят, на время Олимпиады из Пекина выселили около 30 процентов жителей. Что же будет, когда они вернутся? И так в этом городе не протолкнуться. В метро приходится идти мелкими шажками, на улице – уворачиваться от пешеходов и велосипедистов. Еще в центральных местах вышагивают солдаты местной армии. Идут колонной, чертя локтями и ногами воздух – как рота Почетного караула.
Владимир Познер, когда Игры приближались к концу, заметил: «Так хорошо провести Олимпиаду могло только тоталитарное государство. Мы в Москве в 1980-м сделали не хуже».

Вот и думай – коммунизм в Китае или не коммунизм? А если коммунизм, то настоящий ли? Ведь изобилие кругом какое… И порции дают в ресторанах большие. Палочками можно научиться действовать буквально за два-три дня. Но каждый орудует ими по-разному.
Всюду – телеэкраны, где показывают трансляции Олимпиады. Китаец поднимает взгляд на экран и палочки с макарониной, и та из них не выпадает. Попробуйте так сами.
Девушек легкого поведения тоже из Пекина в августе выселили. Обычно с этим делом в Китае так: приходишь в массажный салон и говоришь все, что нужно. Вообще-то, проституция в Китае – уголовное преступление. Если застукают - придется доказывать, что по любви. Но во время Игр никто не рисковал. Массаж - так массаж. Остальное – дома.

Путешествие на небо

В один из дней мы с коллегой заказали экскурсию. Она включала в себя посещение фабрики по переработке нефрита (камень, которому в Китае поклоняются), фабрики медных изделий, Музея восковых фигур, обед, карабкание на Великую Китайскую стену, визит в Центр тибетский медицины, машину с шофером и русскоязычную переводчицу. С последней нам повезло, потому что экскурсию предложили в районе Ябалло, считающимся в Пекине русским. Другие русские туристы нам потом завидовали: откуда, мол, взяли русскоязычную переводчицу? Все обошлось в каких-то 360 юаней (1 юань – примерно 3,7 рубля). Правда, с фабрик просто так не отпускали – необходимо было что-то купить. Торговля тут поставлена на поток. Ну и красота неимоверная. Я купил подушку из нефрита, чтобы не болела голова. Коллега – дракончика. Дракон, как объяснили, для денег. Если не болит голова и деньги есть, уже жить можно. Даже в Пекине.

Музей восковых фигур – это не просто вам сами фигуры, с которыми можно сфотографироваться. За право фотографироваться надо платить 10 юаней. А фигуры не стоят как истуканы, а изображают разные сценки из истории династии Минь, китайских императоров. Очень интересно. Этот того убил, а тот того отравил… А еще одного застукали в деревне с любовницей (и чего ее во дворец не вызвать было?). А вот крестьяне рис из реки тащат. Весь Китай, в общем, как на ладони.

Еще лучше вид – с вершины Китайской стены. Если вы никогда на нее не поднимались, значит, вы не мужчина, как гласит табличка, выбитая на одной из башен. Ну, если вы, конечно, изначально не женщина. Путешествие на Стену не из легких. Подъем очень крутой, а ступеньки не такие, как в наших хрущевках – примерно полметра. А еще цикады льют в уши свой звон с деревьев, припадающих к стене. Где-то на 200 метрах голова начинает кружится и земля уходит из-под ног. Остаются только горы. Идти в небо надо километр. Спускаешься мокрый до нитки. В награду тебе достается медный сертификат, что ты, мол, побывал на Великой Китайской стене такого-то числа. Да и тот надо купить. 40 юаней.

В конце экскурсии мою руку ощупывал какой-то китайский мудрец. Он определяет по состоянию пальцев все болезни – от язвы желудка до мигреней. Тут же вам предлагают приобрести китайские травы, для того чтобы избавиться от хворей. Но счет идет уже не на юани, а на доллары. К сожалению, у меня оказался только один здоровый орган, поэтому тратиться на оздоровление не стал. Просто сказал: «Прощайте, граждане, мудрецы! Запомните меня таким, каким видели!»

Банный день

На женском волейболе, где играли Россия и Казахстан, я познакомился с русской семьей, живущей в Пекине. Они посоветовали посетить местную сауну. Даже отвезли туда на машине.

Сауна оказалась совсем не сауной, а чем-то вроде нашего аквапарка. На каждом шагу тебя встречают с полотенцами, дают тапочки, указывают жестом на твой ящик, потом доводят до бассейнов.

Они там – разные: горячие, холодные, со всеми видами водных массажей. Подставляешь башку под душ – и получаешь, как из брандспойта. Так можно и с любой частью тела. А еще есть аквариум с каким-то мелкими рыбками. Китайцы – хитрые, сначала жестом приглашают в него нырнуть, а потом уже подсовывают тебе чек за пользование рыбками (48 юаней, кажется). Те же облепляют твое тело со всех сторон и начинают мелко так его покусывать – особенно святые места. Я, как говорится, не против, но хотелось бы знать, какая от этого медицинская польза?

Зовут еще за дополнительную плату на разные массажи, скобление кожи – это уже ваше дело, соглашаться или нет. Тем более что все делают мужчины.

Самое интересное начинается потом. За 158 юаней помимо кусачих рыбок и телевизоров прямо в бассейне вам предлагается бесплатный ужин. Шведский стол.

Для этого нужно облачиться в одноразовую бумажную пижаму (плюс такие же трусы) и проследовать на второй этаж, где, значит, вас встретят. Сижу я в такой пижаме за столом как обыкновенный русский турист и вижу, как в этот же зал заходят с противоположной стороны женщины. В таких же пижамах, но только с другим рисунком. «Простите, мы с вами где-то встречались? Может, этажом ниже у рыбок?» Да нет вроде. Напоминает свидание в тюрьме. Зато не надо тратиться на угощение.

«Ю кил ми!»

Очень смешно в столице Китая организована торговля. Приходишь на Шелковый рынок (пятиэтажный магазин под крышей) и просто не знаешь, куда податься. Всюду блеск, красота, самоцветы. Если вас не предупредили, что надо торговаться, вы довольно быстро разоритесь. А так можно по сносной цене набить сумку разными товарами среднего качества.

Торг выглядит так. Ты идешь по узкому коридору между рядов, тебя хватает за руку продавец и начинает кричать в ухо: «Хэлоу, сэр, лука, плиз!» Ты «лукаешь» по полкам и, допустим, выбираешь какую-нибудь вещь. Продавец, схватив, калькулятор, начинает объяснять: «Вообще-то, эта штука стоит 1800 юаней, но тебе, как русскому, противнику НАТО и верному другу китайского народа, я готов отдать за 1200. Так и быть, как говорится». Тогда ты должен, изобразив в уме сложные подсчеты, написать, в свою очередь, на калькуляторе цифру «150». Продавец начнет кричать: «Уот? Ю кил ми!!!», переспросит: «Долларов?» Но ты стой на своем, говори на чисто китайском: «Ю-ань». После чего делай шаг к выходу. Тебя будут хватать за руки, тащить назад, но ты должен вырываться, как на борцовском татами. Когда уйдешь на пять метров, услышишь крики: «Сэр, сэр, мы согласны, о'кей, возвращайтесь!» Тогда доставай с умным видом деньги и отсчитывай. Китайцы уже не обманут, даже если придется давать сдачу.
В последние дни Олимпиады этот рынок был буквально наводнен спортсменами всех народностей. Отовсюду слышалось: «Лука, сэр, для вас как для истинного американца всего 1500!..»

Американцы, может, и не торговались. Гордые они.

Друзья Олимпиады

В Пекине развернули несколько так называемых русских мест, где можно было красиво потусоваться, встретиться в чемпионами, махнуть рюмку с людьми эстрады и искусства. Самая популярная точка – «Боско-клуб», придуманный Михаилом Куснировичем, главой компании по производству модной одежды, официального экипировщика сборной России. Был еще дворец «Шато Лафит», расположенный за пределами Пекина, где располагались сотрудники и гости Олимпийского комитета России. Именовалось это местечко «Дом друзей Олимпиады». Работал и пресс-центр Олимпийского комитета России, для которого зарезервировали целый этаж пятизвездной гостиницы. Правда, спортсмены и тренеры, которых туда приводили, в пресс-центре скучали. До «Дома друзей Олимпиады» – далеко. Поэтому все предпочитали «Боско-клуб».

Там и со сценариями было все прекрасно, и с музыкантами, и с русской кухней. Продукцию ресторана «Вертинский», перебазировавшегося на время Игр в Пекин, лично дегустировала Анастасия Вертинская. Чемпионов и призеров со сцены поздравляли Валерий Сюткин, братья Кристовские, Алексей Кортнев. Елену Исинбаеву, выигравшую турнир прыгуний с шестом, носили на руках Гоша Куценко и Гедиминас Таранда. Была еще и vip-палатка, куда захаживали Филипп Киркоров, Антон Табаков, Илья Клебанов, Владимир Познер, Иван Ургант, Олег Газманов и другие известные персонажи, включая легендарных спортсменов прошлых лет.

Можно было притормозить на выходе президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева, чтобы спросить, почему же мы эти Игры проиграли. Но из ответа ничего понять было нельзя. Наоборот, выходило так, что мы вроде как эту Олимпиаду выиграли. Просто Китай и Америка оказались выше.

Наверное, сейчас время такое, что неудачам придавать значения нельзя, а победам нужно радоваться громче, чем раньше. Советского спорта в Пекине уже не было, а российский только вставал на ноги. Судя по результатам, встал на одно колено. Знающие люди говорят: чтобы выпрямиться во весь рост, понадобятся еще лет шесть-восемь.

Глядишь, в Сочи-2014 будем бороться за победу в неофициальном командном зачете. Если, конечно, эти Игры у нас не отберут.

Все-таки мы уже не Китай. Далеко не Китай.

Интересно, хорошо это или плохо?

Андрей Корнетов,
Город 812,
Пекин-Петербург

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34