Эмир Кустурица, великий сербский режиссер, снял 90-минутный документальный фильм «Марадона» («Maradona by Kusturica») про великого аргентинского футболиста Диего Армандо Марадону. Несмотря на наличие двух «великих», фильм можно посмотреть в Питере только в одном кинотеатре «Аврора», только на одном сеансе.
То, что Марадона велик и ужасен, все и так знают. Аргентинская сборная дважды выигрывала чемпионат мира только благодаря тому, что по футбольному полю бегал он, Диего Армандо Марадона. Все знают про «руку Господа» – гол, который он забил в матче с англичанами рукой. Это видели судьи, зрители, игроки. И все-таки гол засчитали! После матча Марадона заявил, что если и сыграл рукой, то была «рука божья»... Невозможно представить, что какому-нибудь нынешнему Бэкхему или Рональдиньо такое сошло с рук. Или с ног. И уж точно им не простили бы употребление героина и дружбу с одиозными политиками Уго Чавесом и Фиделем Кастро. Нынешние футбольные звезды стали буржуазными и политкорректными. А Марадоне простили. Во всяком случае, в Южной Америке. Простили и полюбили еще сильнее. Более того, для Южной Америки Марадона – бог. Именно про это и снял кино Эмир Кустурица. И хотя Марадона стал богом именно за счет футбола, самого этого вида спорта в фильме очень мало. Так что непонятно, на кого рассчитано это кино: на футбольных болельщиков или киноманов? На поклонников Марадоны, или на любителей Кустурицы?
Делать эту ленту Кустурица начал еще в 2005-м, а на экраны картина вышла только сейчас. Говорят, правда, что все началось еще в 2004-ом, когда они встретились на Каннском кинофестивале, и Диего попросил Эмира снять про него кино. Скорей всего, это враки, ведь чтобы добиться личной встречи с Марадоной, Кустурица, по его словам, потратил два года. А когда они все-таки начали работать, Марадона не раз отменял уже намеченные съемки. Это не удивительно – в это время он пытался завязать с наркотиками, худел, познакомился с Фиделем Кастро. До кино ли тут! Не удивительно, что когда в фильме вместе с Марадоной появляется Кустурица, с его лица не сходит удивленно-умиленное выражение.
Вместе титаны появляются в кадре довольно часто. Поэтому кино походит на хоум-видео, где вместе с папой, мамой и двоюродной сестричкой снимаются Уго Чавес, Фидель Кастро, Маргарет Тэтчер… Ну, и Марадона с Кустурицей. Сначала Кустурица приезжает в Аргентину, знакомится с женой, дочками, папой и мамой Марадоны. Диего, кстати, похож на папу. Ожидаешь увидеть золотые унитазы и многометровые лимузины, но в кадре все не так. Титаны усаживаются у Марадоны в гараже и беседуют. Наверняка, выпивают. В фильме это не показано, но после съемок Кустурица рассказывал, что во время съемок Марадона бросил колоться, зато начал пить.
Из Аргентины едут в Сербию, смотрят на разбомбленные дома, ругают ЕС, немного играют в футбол, общаются с мамой Кустурицы. Марадона ходит по Белграду и Буэнос-Айресу в шортиках, на крупной шее большой золотой крест. Этакий «новый аргентинец». Очень похож на героя фильмов самого Кустурицы – бесконечных цыганских бандитов, хитрых и важных, с огромными и горластыми семьями. Можно сказать, Кустурица всю жизнь снимал фильмы про Марадону, просто называлось они «Черная кошка и белый кот», «Андеграунд» и так далее.
Правда, в отличие от кустурицевских проходимцев, Марадона для целого континента не просто толстенький чернявый мужчина, но еще и бог. Как нормальный языческий бог, Марадона может воскресать после клинической смерти, вызванной передозом, и слушать, как поклонники воспевают его в ритуальных балладах. Как у настоящего бога, у него собственная церковь. Ее представители могут обвенчать вас и вашу избранницу на стадионе, а в качестве свадебного подарка вручат футбольный мяч.
Марадона, парень из нищего пригорода, четвертый из семи детей в семье, борется и дружит только с богами и героями. Когда на чемпионате мира забил англичанам победный гол, Аргентина не просто выиграла в футбол. Она получила символический реванш за потерянные в войне Фолклендские острова. Уйдя из большого футбола и завязав с героином, Марадона находит драйв только в большой политике. Встречается с Кастро и участвует в антиамериканском митинге вместе с Уго Чавесом. Считает Джорджа Буша едва ли не своим личным врагом. Хвастается перед камерой, что не поехал в США получать какой-то приз, а отправился на Кубу, к Кастро. Рассказывает, как отказался от знакомства с принцем Чарльзом, потому, что у того руки по локоть в крови… Во всем этом много позерства нахального пацана и немного обиды на судьбу и себя самого, за то, что не добился большего. Это он-то? Но именно так он и считает и не стесняется говорить об этом перед камерой. Пожалуй, именно в этот момент Марадона выглядит убедительней всего.
Елена Некрасова,
Фонтанка.ру
Зачем Кустурица снял кино про Марадону
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ