Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus «Очарованный странник»: паломничество в страну Востока

«Очарованный странник»: паломничество в страну Востока

584

В концертном зале Мариинского театра прошла сценическая премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова. Это не первое обращение Щедрина к творчеству своего любимого писателя: в 1988 году состоялась премьера «Запечатленного ангела» – хоровой музыки в девяти частях. В «Страннике» хор также играет значительную роль (недаром приобщение к музыке юного композитора в своё время началось с Московского хорового училища А. Свешникова, и именно с хором были связаны первые композиторские опыты Щедрина).

«Очарованный странник» написан композитором, который уже давно отошёл от экспериментаторства: отзвуки православных песнопений, строгого контрапункта, знаменного распева, жёсткого «авангардного» конструктивизма и народной песенной лирики образуют дивный, ни на что не похожий сплав, в котором роскошно оркестрованные, почти кластерные кульминационные моменты и сонорные tutti, рождают ассоциации с духом композиций Мессиана и Жоливе, а прозрачные, изложенные сжато и даже аскетично звучания как будто берут начало «в стране Востока» – древнеяпонской музыкальной традиции гагаку. Результатом стало некое надмирное, планетарного масштаба сочинение, в котором без труда «прослушиваются» национальные корни Щедрина.

Опус был заказан Щедрину Нью-Йоркским филармоническим оркестром, и его мировая премьера состоялась в 2002 году в Нью-Йорке под управлением Лорина Маазеля, Сам композитор на партитуре сочинения, в котором всего три солиста исполняют партии нескольких героев, написал: «опера для концертной сцены». Во-вторых, сцена концертного зала театра без кулис и занавеса, открытая публике с четырёх сторон, для театральных постановок подходит плохо – недавние попытки оперных постановок в этом зале стали этому невольным подтверждением.

Однако на сей раз опасениям сбыться было не суждено: залогом успеха постановщика Алексея Степанюка в этой работе стало не следование некой «режиссёрской концепции», но внимательное (и даже трепетное) отношение к сочинению; режиссёр сумел не просто расслышать музыку – по мере действия он как будто вслушивается в неё вместе со зрителем, бережно переворачивая страницы партитуры. Сцена (художник-постановщик – Александр Орлов) оформлена лаконично: на большой, во всю сцену крестообразный подиум, как бы «заросший» камышом, сверху по центру спускается толстый двойной канат… Сценическое воплощение оперы скупо и каллиграфично; неспроста в древнекитайских трактатах говорится, что «в основе каллиграфии лежит природа, в которой всё рождается от превращений Инь и Ян: именно в этих превращениях скрытая энергия выкристаллизовывается в изящные и красивые формы».

Тем не менее, когда того требует музыка, зрительный ряд буквально взрывается мятежной и тяжёлой лесковской страстью. Удивительно, как много можно «сказать в немногих словах», когда режиссёр владеет профессией, при этом полностью, как говорится, погружается в материал и чувствует не только «букву» музыки, но и её дух. За счёт экспрессивной пластики артистов балета и игры света (художник по свету – Евгений Ганзбург) сценическое действо достигает такого накала, который и во сне не мог бы привидеться разным «мастерам по видеоэффектам» или «гениям драмы», не отягощённым музыкальным образованием. Я неспроста вспомнил восточную каллиграфию: в ряде кульминационных моментов высочайший градус экспрессии достигается абсолютно статичными позами актёров, образующих своими телами какие-то мистические иероглифы.

Хор для Щедрина – не только юношеская любовь, но и ресурс удивительных красок: певцы в его сочинении могут и изобразить колокольный звон, и сплести удивительное полифоническое кружево; пропеть-проговорить тишайшую молитву или «повесить» долгие гармонические доминанты, вокализируя с закрытым ртом. («Звукоизобразительные» возможности хора композитор позднее развил ещё более в своей опере «Боярыня Морозова». Подобно античной драме, хор в сочинении порой выступает и в качестве рассказчика. По большому счёту, Щедрин успешно и ярко воплотил мечтания композитора Андре Жоливе, говорившего: «Я хочу вернуть музыке ее первоначальный античный смысл, когда она была выражением магического и заклинательного начала религии, объединяющей людей». Блестящая работа хора под началом Андрея Петренко не могла не вызвать восхищение.

Солистов в опере всего трое – и каждый из них, помимо основной своей роли, в различные моменты выступает ещё и рассказчиком (прямая параллель и дань традиции по отношению к баховским «Страстям»). Больше всех «досталось» тенору: он и Засечённый монах, и Князь, и Магнетизер, и Старик в лесу. И здесь то ли случилось маленькое чудо, то ли (как в известном анекдоте) «просто повезло»: тенору Андрею Попову, обладающему столь же специфическим по тембру, сколь и уникальным по тесситурным возможностям голосом, его удивительная актёрская одарённость позволяла мгновенно перевоплощаться из одной роли в другую с лёгкостью необыкновенной. Бас Сергей Алексашкин подтвердил репутацию великолепного поющего актёра: в его исполнении Иван Северьянович Флягин (иногда обращавшийся в Рассказчика) пленил зал не только виртуозным владением роскошным голосом, но и глубиной постижения образа русского человека, нашедшего свой трудный путь к Богу через тернии мирских соблазнов и искушений.

Если бы слово «звезда» в нынешнем оперном мире не было бы так истрёпано и девальвировано, то меццо-сопрано Кристину Капустинскую, без сомнения, можно было бы назвать звездой. Певица с ровным и сильным голосом, прекрасным чувством сцены и безусловной харизмой стала событием ушедшего сезона – это подтвердила не только её блестящая работа в «Очарованном страннике», но и минувшая премьера «Братьев Карамазовых».

Удивительным и даже в чём-то забавным стал тот факт, что лучшая режиссёрская работа ушедшего сезона была представлена Мариинским театром на сцене концертного зала – причём в «опере для концертного исполнения». Говорить об успехе оркестра даже как-то неуместно: коллектив под управлением Валерия Гергиева исполнял эту партитуру (поначалу – под строгим присмотром композитора) уже не в первый раз, и «проколов» здесь просто быть не могло.

Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях