Свой 61-й день рождения великий Карлос Сантана отметил на сцене Ледового дворца потрясающим концертом продолжительностью 2 часа 40 минут. Грандиозный сольник лучшего гитариста планеты стал эффектным завершением невероятного гастрольного звездного марафона-2008 в Питере. За три месяца 20 (!) мировых суперзвезд осчастливили наших меломанов, причем большинство приехали в наши края впервые, а такие мегазвезды, как Боб Дилан, Карлос Сантана, Роджер Уотерс, «Металлика», и вовсе выступили в Северной Венеции эксклюзивно, не заезжая в Москву…
Зрители звездных гастролей привыкли к тому, что концерты задерживаются на пятнадцать-двадцать минут как минимум, и, когда ровно в 19.30 началось шоу Сантаны, в Ледовом не было еще и половины зала. Но на видеоэкране замелькали кадры войны, разрухи, бомбежек, а потом возник и сам дон Карлос (пока на экране) в шапочке, который счел нужным обратиться к людям всей планеты с проникновенной речью. В замедленной съемке полетел голубь мира, а в зал хлынул град латино-ритмов сразу трех ударных установок, и на сцену высыпала орава хлопающих в ладоши людей. Они заводили публику, готовили почву для появления великого и долгожданного Карлоса. Он возник тенью в полумраке – в шляпе, темных очках, взгляд устремлен не на публику, а на гриф гитары… С места в карьер выдал умопомрачительное соло. Ноты сочные, яркие, гитара поет на разные голоса. Вроде, хорошо знаешь его манеру игры, никаких сюрпризов, а все равно «пробирает», и на душе от музыки мексиканского гения гитары растекается тепло, как от рюмки-другой текилы.
В оркестре собраны девять инструменталистов и два певца. Музыканты молодые, большей частью рожденные на свет уже после памятного фестиваля в Вудстоке 1969 года, явившего миру Сантану. Для них он дядька, наставник и партнер. Ходит по сцене, улыбается, жуя резинку, посматривает, кто как отыграл свое соло. В оркестре музыканты разных национальностей, рас, цвета кожи. Одеты кто во что горазд, большинство в простых майках, спортивных костюмах, словно чемоданы с их концертными нарядами потерялись в аэропорту, но их это ничуть не расстроило: качаются себе в такт и так естественно-наивно ведут себя на сцене, словно дети малые. Вокалист пел-пел, а в паузе взял минералку и, не отходя от микрофона, запросто хлебнул из горлышка бутылки. А скромней всех одет и держится неброско не кто иной, как Сантана. Интроверт, статичен, меланхоличен… Но из-под пальцев, что внешне так легко скользят по струнам, вырывается такая мощь, такая энергетика. Просто шквал мелодий, импровизаций. В одной из первых композиций Карлос дал сыграть соло и своему второму гитаристу, даже язык высунул от радости, что так здорово сыграл «младший брат» - руку пожал коллеге.
Однако на этом панибратство закончилось, и до финала длинного концерта все гитарные соло играл только КС. Сменил пять гитар (не так много для столь объемного шоу), из каждой выжал максимум возможного, причем, не доверяя радиосвязи, втыкал в инструмент старый добрый шнур – во избежание даже малейших искажений звука… В те моменты, когда солировали другие, Сантана не отдыхал, а брался за бубны и прочие перкуссионные инструменты. В какой-то момент присел у звуковой колонки, продолжая играть. Не в королевское кресло бухнулся, не на удобный стул, а, скромняга, притулился на «пенек» из аппаратуры… Подустал, наверное, а соло предстояло больно уж сложное, искрометное – сидя сыграть удобней! Видеооператоры поддали пару: крупно взяли волшебные пальчики Карлоса, к удовольствию зала!
Сантана - мастер не только по части брызжущих соло, но еще и ярких, запоминающихся гитарных рифов, а также неожиданных финалов своих композиций (иногда они так резко обрываются). Он еще и художественный руководитель, дирижер своего оркестра отменный! Свел инструменталистов высочайшего класса в единый корабль, который легко путешествует из стиля в стиль…
Во всех музыкальных энциклопедиях написано, что Карлос Сантана прославился тем, что первым соединил латиноамериканские ритмы с роком. Так-то оно так, но концерт лишний раз показал, что по духу мастеру ближе джазовая музыка, стихия пространных импровизаций, а не рок-стандарты. Другое дело, что, играя джаз и фьюжн, его группа сохраняет рок-подачу – звучит наступательно, даже агрессивно и почти на полной громкости. При этом качество звука потрясающее (недаром, представляя участников оркестра, Сантана начал со звукорежиссера!), аранжировки отменные, и каждый инструмент слышен, узнаваем…
Больше всего вопросов перед концертом вызывали вокалисты. Как известно, Сантана сам не поет (точней, поет крайне редко, и то подпевает, а не солирует), на последних пластинках он вовсе использует формулу «Сантана и друзья», приглашая известных вокалистов (кто же ему откажет!). В гастрольном же варианте вокал отдан на откуп молодым певцам, один из которых афроамериканец, другой – латинос. Оба голосистые, музыкально гибкие, но свое место знают – хоть и звучат в хитах «Mariah, Mariah», «Smoot», «Black Magic Woman» не хуже приглашенных звезд, но на звездность не претендуют. А маэстро петь не любит, разве что подкрадется к микрофону и с улыбкой выдохнет «Ух!» или какое-то другое междометие. Зато поговорить «за жизнь» любитель: как закатит длинную проповедь - про мир во всем мире и вселенскую любовь...
Ледовый слушает, затаив дыхание, проникновенные речи, а вот на латинообразную музыкальную волну реагирует весьма специфично. Отвечая в интервью на вопрос, где самая горячая публика, Сантана сказал, что таковая сосредоточена в Чили и Бразилии. Вряд ли он изменит мнение после питерского концерта. Наша аудитория весьма сдержанно реагировала на латиносмесь, зажигаясь только на раскрученных ТВ-хитах. Впрочем, однажды зал встрепенулся на не слишком известной композиции, но она была сыграна в стиле буги-вуги, что ближе нашему менталитету. Однако наш северный зритель, хоть реагировал слабовато, но слушал внимательно, углубленно. В Ледовый на Сантану пришли зрители в возрасте около тридцати, в большинстве представители сильного пола. Попадались и весьма экзотические персоны: например, православный священник в длиннополой рясе, а также папаша с тремя детьми явно дошкольного возраста…У многих настоящих «сантанистов», поклонников творчества великого Карлоса, хранятся дома виниловые пластинки и магнитофонные бобины с записями Сантаны - и его музыку они знают лучше иных критиков… Впрочем, знать «всего» Сантану вряд ли возможно, так как творческое наследие его огромно, растет и ширится, и никто не может представить, куда назавтра выведет творческая кривая…
Прилетев в город белых ночей на частном самолете за день до концерта, Сантана посетил Эрмитаж, а вечером вопреки традиции отпраздновал день рождения заранее, в «Летучем голландце». Душевно посидел с друзьями и коллегами, так как приехал без семьи, а потом, отпустив охрану, прогулялся пешком по питерским набережным до отеля. На другой вечер в Ледовом дворце, когда концерт уже катился к финалу, на экране возник калейдоскоп из старых фотографий Карлоса – безусого, худощавого, юного, самых разных лет. Оказывается, это была неслучайная прелюдия для хорового исполнения «Happy Birthday, dear Сarlos!» Исполнив эту песенку, коллеги преподнесли маэстро букет белых роз, а также небольшой тортик со свечами, которые были тут же задуты именинником. Ну а питерские поклонники подняли над головами рукописный плакат со словами поздравления. Дон Карлос улыбнулся, но от ответного слова воздержался, а ответил в своем стиле – красивой гитарной балладой. Когда настал момент выйти на «бис», наши гости лишний раз подтвердили, что не ради славы и аплодисментов выходят на сцену. Вместо традиционного исполнения мегахитов выдали пространную композицию с затяжными соло каждого инструменталиста, с точки зрения режиссуры «посадив» концерт, но сохранив репутацию серьезных, корневых музыкантов…
2 часа и 40 минут – это самое продолжительное шоу сезона! - длился концерт, но не наскучил, не утомил. Хотя именинник, похоже, подустал, так как единственным из оркестра на поклонах не появился…
Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру
Питерские «сантанисты» славили дона Карлоса
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ