Для своего единственного российского концерта в рамках тура-2008 легендарная Metallica выбрала Питер, и 18 июля наш город стал местом съезда металлистов всея Руси и постсоветского пространства. В то время, как недавний концерт «Кисс» не принес аншлага, а гастроли «Секс Пистолз», Боба Дилана и вовсе прошли в полупустых залах, на «Металлику» был зафиксирован переаншлаг – 20 тысяч зрителей, и столь горячего рок-шоу СКК «Петербургский», пожалуй, еще не видел. Но если в зале бушевали страсти, то вне СКК фанаты тяжелого рока вели себя вполне миролюбиво.
В последнее время СКК уступил Ледовому дворцу пальму первенства любимого зала гастролей мировых знаменитостей. Концерт же «Металлики» напомнил, что в Питере есть замечательный зал, где можно даже для 20-тысячной аудитории добиваться отличного звука и видео. На «Металлике» сцену отодвинули максимально далеко от амфитеатра, чуть ли не к противоположной трибуне, и главным действующим лицом, как и полагается на рок-шоу, стал «танцевальный» стоячий партер. Необычно много народу скопилось и в вип-партере, у самого края высокой сцены (входной билет – 3000 рублей). В итоге сидячие места в амфитеатре оказались далековато, однако задник сцены у «Металлики» представляет собой огромный видеоэкран превосходного качества, и даже самые отдаленные трибуны не чувствовали оторванность от происходящего. Операторы видеотрансляции были заточены на самые крупные планы, и за два часа действия зрители изучили все татуировки на руках Джеймса Хетфилда (кстати, руки в тату только у него одного из четверых металлистов), рассмотрели в деталях строение большого барабана Ларса Ульриха (камера была встроена прямо в ударную установку), вникли и в другие нюансы…
Некоторые «крупняки» оказались просто шедевральны. Когда Джеймс забрался на второй ярус сцены и неожиданно «дал актера», поиграв бровями, весь зал взревел восторженно. При этом на видеоэкране не показывались документальные кадры или отрывки из фильмов (как у Роджера Уотерса на Дворцовой или у Карлоса Сантаны в Ледовом), не было никаких абстрактных символов и прочих красивостей. Все подчинено главному, пронизано желанием не упустить ни одного важного момента концерта. В какие-то моменты изображение становилось черно-белым, потом смешанным, в других эпизодах экран разрезался на четыре части, и зрители могли одновременно наблюдать за каждым из музыкантов «Металлики». Но и без режиссерских изысков картинка была настолько интересной, что сам Скорсезе позавидовал бы (для тех, кто не в курсе: Мартин Скорсезе недавно снял фильм-концерт о «Роллинг Стоунз», где задействованы 28 камер)! По сути, зрители получили два концерта в одном – живьем и в видеоверсии.
При этом сцена имела левый и правый языки метров по тридцать каждый, где установлены стационарные микрофоны, и музыканты постоянно перемещались, максимально приближаясь к публике, а Джеймс голосил в разные микрофоны. И он, и его друзья вспотели уже после второй песни. Вскоре пот с них лил градом, а предстояло сыграть 18 композиций, проведя на сцене два часа. Ларс Ульрих даже шапочку свою фирменную не надел и сел за барабаны в шортах. Впрочем, сидел — это не точно сказано, потому что Ларс то и дело привставал и нещадно «рубил с плеча» по своим барабанам. Был момент, когда показалось, что музыканты смертельно устали и больше не в силах перемещаться. Но тут басист рванул на второй ярус и совершил «дикую» пробежку, показав, что есть порох в пороховницах, а в финале и вовсе закрутился с гитарой не хуже, чем Плющенко… В одном из интервью музыканты признались, что теряют за один концерт по 2-3 кг веса. Стало быть, на четверых «Металлика» на сцене СКК «оставила» не меньше 10 кг.
Пот с них лил градом, был на руках, на ногах (двое вышли в коротких штанах), на лбу и даже стекал с грифов гитар. В один момент Хетфилд специально провел по волосам и лбу рукой и резко «выбросил» в зал каскад капелек пота – народ был счастлив! Зрителям в партере тоже приходилось несладко, они слезно просили воды у техперсонала группы, но когда получили несколько бутылок минералки, чуть не передавили друг друга, и тогда в ход пошло большое красное ведро, из которого техники окатывали народ холодной водой, что вызывало бурю эмоций…
Публика «Металлики» весьма колоритна. Группа существует больше двадцати лет, а среди зрителей преобладает молодежь. Но не безусая, не подростковая, а уже видавшая виды. Конечно, больше мужчин, но и девушек немало, да все такие яркие, самодостаточные. Все в черных майках, несмотря на жаркий день. Как и их кумир Джеймс Хетфилд. Есть в его вокале и всей музыке «Металлики» что-то настоящее, сермяжное, что бы там ни говорили злопыхатели, что «Металлика» нынче не та. Их по-прежнему боготворят за прямоту, честность, преданность стилю, чистоту жанра. В толпе были замечены пиратские флаги, но главный атрибут зрителей - это обнаженные по локоть руки. Когда несколько тысяч зрителей в такт выбрасывают руки с кулаком или «козой», такой «лес» впечатляет.
Музыка «Металлики» изучена вдоль и поперек теми, кто пришел в СКК, а случайной публики здесь не наблюдалось. Мне довелось побывать в 1991 году на первом российском концерте «Металлики» в Москве, на аэродроме в Тушино, на фестивале «Монстры рока». В ту пору это был уже очень известный, но все-таки молодой коллектив. Тогда мне они показались этакой рок-машиной, особенно по сравнению с искрометными импровизаторами из группы AС/DС. С тех пор много воды и пота утекло, и сейчас «Металлика» - без всяких оговорок мэтры, монстры рока. На сцене они более раскованны, чем в начале 90-х. Такое ощущение, что музыка стала «помедленнее», или просто с тех пор скорости в роке возросли, и то, что прежде казалось очень быстрым, сейчас таким не представляется. Сэт-лист исторического питерского концерта включил в себя 18 композиций («Creeping Death», «For Whom The Bell Tolls», «Ride The Lightning», «Leper Messiah», «The Unforgiven», «Breadfan», «And Justice For All», «Bleeding Me», «No Remorse», «Master Of Puppets», «Damage Inc», «Nothing Else Matters», «Sad But True», «One», «Enter Sandman», плюс исполненные на бис «Last Caress», «So What?», «Seek And Destroy»). Добрая половина была пропета залом хором, вместе с музыкантами. Как ни странно, лучше всего принимались медленные баллады, особенно из «Черного альбома».
Однако говорить о «медленности» в балладах «Металлики» по большому счету не приходится, потому что после непродолжительного лирического вступления все там заканчивается ураганом, шквалом. Создается впечатление, что эти медленные фрагменты нужны музыкантам, да и поклонникам, как глоток холодной воды, чтобы немного дух перевести, а потом с новой силой ринуться на «бой кровавый, святой и правый». Недавно мне попалось интервью еще одного питерского гостя Карлоса Сантаны, где, если верить записи, он говорит о музыке «Металлики» как о разрушительном сумасшествии, а свою характеризует как позитивную. Не знаю, как в других краях, но в Питере зрители музыку «Металлики» воспринимали как сугубо позитивную. Каждой песне радовались, как малые дети, в едином порыве выбрасывали вверх руки, складывали пальцы в металлической козе, кричали «Хэй, хэй!» - и все со счастливыми лицами. Никаких затуманенных взоров, жестких, угрюмых глаз. Публика сопереживала происходящему на сцене с таким «щенячьим» восторгом, что даже обычно суровый Джеймс разулыбался и зашелся в словах признательности Петербургу и «русской семье «Металлики», разбрасывал пригоршнями медиаторы и прилюдно пообещал вернуться через год…
В этот вечер вокруг СКК было двойное милицейское оцепление, дежурили кареты скорой помощи, пожарные машины… Но вопреки мнению об агрессивности фанатов-металлистов, настроение публики оставалось праздничным, приподнятым. А самые горячие головы после концерта решили остудить пыл в прудах Парка Победы, устроив веселое купание. Однако не обошлось без ложки дегтя: у метро «Парк Победы» вовремя не поставили ни кордонов, ни разделительных заграждений, и поклонникам в жуткой давке пришлось брать штурмом две узеньких двери, чтобы успеть на последнюю электричку. Впрочем, для тех, кто опоздал, и для приезжих фанатов расторопные тетеньки у метро предлагали комнаты на ночь…
Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру
Metallica сбросила на сцене СКК 10 кг…
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ