90 лет со дня расстрела последнего императора и его семьи исполнилось 17 июля. Рупорами государственной идеологии (прежде всего - телевидением) эта трагическая дата зачастую преподносится как главная историческая и – что более важно – нравственная катастрофа прошлого столетия. Закономерно поэтому, что в годовщину казни Николая II эфир ведущих телеканалов наполнили передачи о расстрелянном императоре.
Сегодня, когда все волны пламенных обличений большевистских зверств давно прошли, в обществе не существует единого мнения о том, что же именно случилось 90 лет назад в доме Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля. Одна часть полагает, что казнь последнего российского царя – это не убийство помазанника Божьего и не величайшее преступление XX века, а всего лишь - еще одна страница в истории революционного террора и мясорубки гражданской войны. Дескать, жертвами большевиков стали миллионы, поэтому с какой стати выделять именно убийство гражданина Романова, на момент смерти уже не бывшего императором?
Для других расстрел Николая II и его семьи – символ крушения не только Российской империи, конкретного государственного и политического строя, но и духовных основ общества, свидетельство чудовищного духовного падения нации и попрания важнейших христианских заповедей. Отсюда следуют призывы к всенародному покаянию, без которого, как полагают почитатели последнего царя, Россия никогда по-настоящему не встанет с колен.
Современная власть, для которой контроль над символической реальностью имеет огромное значение, пожалуй, раньше Православной церкви сделала из фигуры Николая II святого великомученика. Не удивительно поэтому, что погребение останков последнего императора и его семьи, состоявшееся десять лет назад в Петропавловском соборе, задумывалось как грандиозная политико-символическая акция, в которой должно было соединиться все сразу – покаяние, искупление, возвращение к истокам, верному историческому пути. Как известно, покой и стабильность после захоронения Николая II и царской семьи на нашу страну не снизошли: буквально через месяц после траурной церемонии грянул августовский кризис, сделавший нищими миллионы людей, через год началась вторая чеченская война. Словом, история продолжала вершиться по одной ей ведомым законам, игнорируя помпезные политические пиар-акции.
Сегодня, когда страна отмечает 90-летие со дня убийства семьи последнего императора, как нельзя лучше убеждаешься в том, насколько противоречиво отношение россиян к фигуре Николая II. С одной стороны, каждый второй считает необходимым высказаться примерно в следующем духе: «Николая II и особенно его семью, конечно, жаль... Но я не понимаю, почему из Николая II делают культовую личность? Что, разве не важны тысячи убитых большевиками крестьян?..
По вчерашним публикациям могло показаться, что от большевиков пострадал один император. А то, что он профукал целую империю - не важно?» (взято из ЖЖ пользователя «a_lex_k»).
С другой – толпы людей, принимающие участие в молебнах по убиенному императору и членам его семьи, а также в различных мемориальных акциях, посвященных трагической дате. Да что там молящиеся и скорбящие в храмах! По промежуточным итогам интернет-голосования, проводящегося в рамках проекта «Имя России», Николай-II занимает первое место. За ним с некоторым отрывом следуют Сталин и Ленин. Борис Ельцин, в свое время претворявший в жизнь решение партии о сносе дома Ипатьева, а несколько десятилетий спустя присутствовавший на церемонии захоронения царской семьи, идет в этом рейтинге лишь на 11-ом месте. Может быть, вот оно – всенародное покаяние (правда, сугубо виртуальное)?
Думается, граждан, не готовых признать Николая II святым мучеником, не на шутку раздражает та «истерия» на тему цареубийства, которая еще 16 июля началась в СМИ. В общем-то «раздражающих факторов» для скептически настроенных россиян было действительно немало.
Так, в минувшую среду канал «НТВ» показал документальный фильм с громким названием «Призраки дома Романовых». От телеканала, еженедельно потчующего нас «скандалами – интригами – расследованиями», можно было ожидать всего чего угодно – вплоть до перенесения на трагическую историческую тематику приемов таблоидной журналистики. Определенные опасения вызывали и анонсы фильма, кричавшие о «ритуальном убийстве» и «масонском заговоре».
Однако на деле фильм «Призраки дома Романовых» оказался работой весьма достойной. Авторы проекта детально восстановили картину гибели царской семьи, а также встретились с людьми, участвовавшими в поисках останков последнего императора. Едва ли не впервые на телевизионном экране была показана цветная кинохроника с царской семьей, озвученная и «раскрашенная» годами позже. Отдельная часть документальной работы была посвящена судьбе царских драгоценностей, проданных большевиками частным коллекционерам из Америки и Европы. Создателям фильма удалось попасть в дома богатейших людей Старого и Нового света, ставших обладателями фамильных драгоценностей Романовых. При этом фигурировавшие в рекламных роликах фильма мистико-конспирологические мотивы самими авторами были сходу отметены: мол, разговоров о «масонском следе» в деле убийства Николая II было много, но каких-либо фактов в защиту этой теории нет.
В четверг, 17 июля, последнего русского царя вспоминали на других центральных каналах. «Первый» показал документальную работу Владислава Мирзояна «Николай II. Плаха», снятую еще в 2004 году. По эмоциональной насыщенности этот фильм даст фору передачам Эдварда Радзинского: эффектные исторические параллели, обильное цитирование библейских текстов, бесконечные отсылки к различным загадкам и тайнам (вроде надписи «В эту ночь Валтасар был убит своими холопами», оставленной на стенах расстрельной комнаты в доме Ипатьева). Правда, говоря о Плахе, на которую суждено было взойти Николаю II и его близким, авторы как-то забыли о том, что не без пассивного участия последнего императора весь последующий XX век стал для нашего народа все той же нескончаемой Плахой.
Куда спокойней оказался документальный проект канала «Россия» «Убийство Романовых. Последний аргумент». Из этого фильма зритель мог узнать многие подробности эпопеи с обнаружением царских останков и установлением их подлинности. Финальным аккордом во всей этой истории, по мысли авторов фильма-расследования, должно стать признание подлинности останков Марии и Алексея Романовых, найденных год назад под Екатеринбургом.
Кульминацией дня поминовения убитого императора стал показ документальной программы Эдварда Радзинского «Последняя ночь последнего царя». Эдвард Станиславович в представлении не нуждается. Никто, кроме него, не умеет столь эффектно преподать общеизвестные исторические факты. А уж фирменные переходы Радзинского с убаюкивающего напевания на остервенелый крик и вовсе неподражаемы. В новой передаче известный историк был в своем репертуаре: зловеще шептал, рассказывая о той атмосфере экзистенциального ужаса, которая, согласно свидетельствам очевидцев, царила в доме Ипатьева накануне казни, срывался на крик при повествовании о расстреле императорской семьи, делал многозначительные паузы, вспоминая последние слова Николая II: «Господи, прости им, не ведают, что творят». Финальной же точкой в передаче стала тирада Эдварда Станиславовича о том, что слово Божие, по которому так изголодался русский народ, может быть найдено только через покаяние. В общем, все как всегда у Радзинского: ничего нового мы не узнали, но свою порцию культурного шока получили.
ТВ закончило поминать Николая II и его семью фильмом Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» (его поставил в воскресную программу передач канал «Россия») - проповеднической работой, в которой опять-таки говорится о преступлении, требующем покаяния. Передачи о последнем русском царе на канале, показавшем панфиловский фильм, анонсировались слоганом «Помни, Россия!». Вернее было сказать: «Кайся, Россия!».
Сергей Ильченко-мл.
Царь, которого мы потеряли
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ