На площади Островского в ближайшие два года должен появиться очередной шедевр современной скульптуры – первый в мире памятник Мариусу Петипа. Представительное жюри из 17 человек 15-го июля выбрало для этого 4 проекта. Но, скорее всего, на этом конкурс не закончится – у петербургских скульпторов могут появиться конкуренты из других городов и из-за рубежа.
Выбирали финалистов конкурса проектов памятника Мариусу Петипа за закрытыми дверями. Судьбу проекта решали худрук балета Михайловского театра Фарух Рузиматов, советник министра по культуре Зорина Мыскова, председатель комитета по культуре Смольного Антон Губанков, заслуженный деятель искусств России Александр Соколов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор государственного музея «Исаакиевский собор» Николай Буров и атташе по культуре посольства Франции в Москве Элена Перру. Для того, чтобы выбрать 4 проекта из 21-го представленного жюри понадобилось чуть более часа.
Свободу полета фантазии скульпторов никто не ограничивал. У всех участников был выбор: или бюст, или барельеф. Правда, когда конкурс был только объявлен, его инициатор Фарух Рузиматов высказывался однозначно против бюста: по его словам, Петипа – «это полет». Большинство скульпторов, по всей видимости, внутренне оказались согласны с его мнением, хотя среди прошедших первый тур проектов оказались и бюсты. Пока на воплощение претендуют 4 проекта: Натальи Карповой, Вячеслава Коваленко и Андрея Новикова, Марии Третьяковой, Ирины Фирстовой. Отметим, что большинство скульпторов – победителей пока ничем в Петербурге особо не отличились. Лишь Мария Третьякова известна своим проектом памятника узникам фашистских лагерей, который должен быть установлен в Красном селе.
Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», на четырех фамилиях жюри может и не остановиться. По мнению советника министра по культуре и массовым коммуникациям Зорины Мысковой, участникам было дано мало времени на разработку проектов - конкурс был объявлен 11 марта (в день 190-летия со дня рождения Мариуса Петипа), а выставка проектов открылась 29 апреля. Познакомившись с ними, члены жюри предполагают привлечь к созданию проектов иногородних и зарубежных скульпторов.
Петипа считал, что балет – это искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота. Спустя почти два века уже другие люди должны не испортить своим творением одну из самых красивых площадей города, которому знаменитый балетмейстер отдал 63 года своей жизни, - предполагается, что памятник Петипа будет установлен на площади Островского. Именно такое решение было предложено комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников. Напомним, в 2007 году на этой площади уже появился образчик «современного творчества» – памятник дворнику. Правда, тогда председатель жилищного комитета Юнис Лукманов долгое время заверял, что «образец пластики» установлен временно. Скульптура уже обросла клумбочками, а прохожие гадают — «не то золотоискатель, не то Сусанин». Убирать «шедевр» никто не собирается.
К выбору проекта памятника Петипа жюри отнеслось крайне серьезно. Судя по всему, девизом в данном случае стало расхожее выражение – «главное - не навредить». Так, по словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, площадь Островского – «сложное место по архитектурному окружению». Именно поэтому жюри, выбирая проекты, пыталось представить, как впишется тот или иной памятник в окружающую среду площади. «Можно, конечно, встать на голову, но нужно ли это делать в данной ситуации», - вопрошал председатель секции скульптуры петербургского Союза художников Борис Сергеев.
Памятник Петипа установят не позднее конца 2010 года. Время выбрано не случайно – 2010 год станет годом России во Франции и Франции в России.
Справка: Мариус Петипа родился в Марселе в семье артистов балета. Учился у отца - Жан-Антуана Петипа, а также у кумира своей эпохи - танцовщика-виртуоза Огюста Вестриса. В детстве и юности Мариус разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в Мадриде. В 1847 году был приглашен в Петербург, где и работал до конца жизни - cначала как артист балета, с 1862 года - как балетмейстер, а с 1869 года - как главный балетмейстер Мариинского театра. Он поставил 56 оригинальных спектаклей, 17 новых редакций чужих балетов, а также танцы в операх.
Главным открытием и делом всей жизни Петипа стала симфонизация танца. Кордебалет и солисты уподоблялись в его балетах оркестру и хору, а танец строился по принципу сквозного развития пластических тем, так же как в программных симфониях, популярных в те годы. Эти открытия Петипа вывели русский балет в первый ряд мировой культуры и до сих пор продолжают влиять на развитие современной хореографии.
Среди лучших образцов симфонических танцев Петипа - гран-па в балете «Пахита», картина «Оживленный сад» в «Корсаре», фрагменты «Лебединого озера», балет «Раймонда» на музыку Глазунова, знаменитые «Тени» в «Баядерке». На протяжении 100 с лишним лет никто не сумел достичь в танце такой мудрой простоты, которая ставит «Тени» Петипа в один ряд с картинами Леонардо да Винчи, пьесами Шекспира и хоралами Баха.
Вершиной творчества Петипа стала «Спящая красавица», которую он вместе с Чайковским задумал как образ феерических придворных спектаклей "короля-cолнца" Людовика XIV. В партиях ее многочисленных фей, принцев, принцесс, а также героев всех сказок Шарля Перро, приветствующих Принца и Принцессу на свадьбе, Петипа уместил лучшие находки современной ему хореографии.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Петипа воплотят в бронзе
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ