Борьба против уплотнительной застройки в Петроградском районе приобрела свой, неповторимый оттенок: местных жителей уплотняют строительством церквей, поэтому и споры с застройщиками приобретают характер теологического диспута, хотя и очень своеобразного: одни ратуют за то, что ради славы Божьей надо строить побольше храмов, а другие совершенно не желают подчинять свою жизнь интересам православной церкви. Как разворачивается битва «духовного с материальным», наблюдала «Фонтанка».
Самый громкий конфликт на Петроградской, в который уже включились и КГИОП, и Санкт-Петербургская епархия, разгорелся в Матвеевском садике, расположенном около дома 35 по Большой Пушкарской, где некая православная община мечтает восстановить храм Святого Матфея, уничтоженный в 1932 году. Против строительства церкви активно выступают местные жители, поскольку этот сквер — единственная зеленая зона на всем протяжении Большой Пушкарской улицы от Князь-Владимирского собора до Каменноостровского проспекта.
У каждой из сторон своя правда. Сквер входит в список зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), кроме того, по Генплану, он относится к рекреационной зоне Р-2, поэтому ни о каком строительстве на этой территории не может быть и речи — именно на этом настаивают местные жители. Церковь Святого Матфея — правопреемница самой первой церкви Петербурга, той, которая была построена еще Петром Первым на территории Петропавловской крепости, к тому же она считалась памятником во славу русского оружия — в 1720 году она была переосвящена в честь взятия Нарвы в присутствии самого Петра Великого. При этом церковь должна быть непременно восстановлена на прежнем фундаменте, ибо остатки здания — священны, уверены защитники идеи.
В 2001 году в рамках исследования по уточнению границ археологической охраны старейших храмов Петербурга были проведены раскопки и в Матвеевском садике. Судя по отчету, в сквере было заложено пять шурфов, а общая вскрытая площадь составила 20 квадратных метров. В результате были найдены остатки каменной кладки, но церкви более поздней постройки, уже 1800 года: первоначальный храм, тот самый, который и предполагают восстановить, находился на земле, занятой сейчас корпусом № 4 Телефонной станции. Впрочем, сторонников восстановления церкви это не смущает: по мнению представителей общины, храм должен быть возведен в центре сада, там, где сейчас находится небольшой земляной холм. И именно эта территория и была предоставлена им в 2006 году для восстановления церкви петровских времен.
В соответствии с заданием КГИОП от 3 февраля 2006 года в сквере должны были провести работы по археологическому вскрытию фундамента, оценить состояние фундамента, дабы проектировать храм на выделенном фундаменте с воссозданием исторического облика на основе архивных материалов, благоустроить церковный участок, включая подходы со стороны сквера и улицы. В каком состоянии после всех выполненных работ он будет, остается только догадываться.
Православная община нигде не зарегистрирована, прихода у нее не существует, собственными средствами она не располагает — все работы будут проводиться на деньги фонда «Православие». Археологические изыскания должен выполнить некий Институт материальной культуры. Ориентировочная стоимость — около 3,5 миллиона рублей.
Как заявили «Фонтанке» представители общины, существуют веские доводы в пользу строительства — с детьми, мол, можно гулять и в Александровском парке, и на Крестовском острове, да и вообще церковь площадью 23 на 56 метров займет только небольшую часть садика. «Зато у вас будет церковь — это же так прекрасно», - утверждает председатель фонда «Православие» Сергей Аракелов. Сейчас же, по его словам, здесь творится «настоящее кощунство»: бегают собаки и «гадят на развалины храма, а дети катаются с горки на руинах церкви», что необходимо немедленно прекратить.
По мнению Натальи Соловьевой, научного сотрудника Института материальной культуры, ответственного исполнителя и руководителя проекта, храм необходимо воссоздать в любом случае. «Это памятник русского барокко, кусочек той России, которую мы потеряли», - считает она. В том, что церковь займет часть сада, Соловьева ничего страшного не видит: по ее мнению, оставшейся территории будет вполне достаточно для выгула детей и собак, а пустующее пространство на месте бывшей церкви будет заполнено и квартал получит завершенный вид: «У жителей появится возможность приобщиться к утраченному». Археологические раскопки, по ее уверениям, тоже не нанесут ущерба местным жителям. Правда, признает, что котлован площадью 25Х60 метров — не лучшее соседство для детской площадки, но ради восстановления утраченного наследия можно и потерпеть.
«Мы не против церкви как таковой, - поясняет Евгения Лихтарникова, координатор инициативной группы местных жителей. - Пожалуйста, перенесите куда-нибудь здание АТС и поставьте церковь на ее место, никто не будет против. Можно выстроить в дальнем углу сада небольшую часовенку, тоже никто не будет возражать. Но зачем же воздвигать огромный храм посередине сквера?»
Настораживают местных жителей и будущие раскопки: во-первых, дети будут гулять рядом с котлованом, во-вторых, никто не верит в то, что дело ограничится только этими работами. «Потом они начнут строительство, потом у них не хватит денег, и всё это будет брошено. А мы в итоге останемся с огромной ямой и грудами завезенных стройматериалов», - строит предположения Евгения Лихтарникова.
С точки зрения Алексея Шкварова, члена правления и бывшего председателя фонда "Православие", полное воссоздание церкви нецелесообразно. «Если восстанавливать храм в том виде, в каком он был, то он будет площадью около 800 квадратных метров, а это очень много. Кроме того, любая церковь требует еще и дополнительной территории. Если восстановить храм полностью, то скверик станет маленькой территорией при церкви — не более того. Поэтому, учитывая интересы местных жителей, наилучшим вариантом было бы возвести уменьшенную копию храма и расположить церковь так, чтобы были довольны все — и верующие, и гуляющие», - считает он. Но, к сожалению, пока стороны не достигли компромисса, с сожалением отмечает он, - причем, в сложившейся ситуации виноваты не только местные жители, но и верующие — в не меньшей степени.
Во славу Божию православная община смело идет на нарушение законов — например, по решению ГАТИ для производства раскопок было разрешено огородить строительным забором 1700 квадратных метров газона. Сейчас в сквере красуется забор, огораживающий территорию около 3000 квадратных метров и фактически перекрывающий доступ в центр сада. Никаких информационных щитов, оповещающих о характере работ, не наблюдается, никакой контактной информации ни заказчик, ни застройщик о себе оставить не пожелали.
Опасения жителей соседних со сквером домов по поводу затягивания работ уже оправдываются: никаких работ на огороженном участке пока и не ведется, хотя, как выяснила «Фонтанка», фонд «Православие» должен был профинансировать первый этап еще в марте.
Алексей Шкваров подтвердил информацию о том, что производство работ еще не оплачено и чистосердечно добавил: «Сейчас сезон уже начался, так что раскопки можно будет начать только на следующее лето. У нас останется осень, зима и весна на то, чтобы разработать несколько альтернативных проектов и выбрать оптимальный для всех вариант».
Но пока страсти только разгораются — защитников сквера обвиняют в пособничестве Исламу, «храмоборчестве», безбожии, бесовском поклонении, осквернении религиозных святынь и, почему-то, в неуважении к патриарху.
Интересно, что истинная вера сторонников застройки вполне согласуется у них с ложью — заявление о том, что строительство храма получило благословение Патриарха всея Руси уже опровергла Петербургская епархия. Правда, оценку ситуации в епархии дать не смогли. «Сейчас мы собираем информацию — эту историю курирует отец Виктор, настоятель храма Смоленской иконы Божией матери. Как только мы получим от него рапорт, мы сможем сделать какие-то выводы», - пояснил «Фонтанке» отец Мстислав, представляющий протокольный отдел Петербургской епархии. К сожалению, расспросить отца Виктора нам не удалось — он находится в очередном отпуске, поэтому оценку высшей церковной власти борьба за православие пока не получила. А пока сторонники храма намереваются спасать фундамент от кощунства, местные жители собрали уже около тысячи подписей против будущего строительства.
Тлеет религиозный конфликт и по соседству. Неподалеку от Матвеевского садика, на Лахтинской улице, планируется возведение храма Святой Ксении Петербуржской. Изначально местные жители отнеслись к этому проекту с полным пониманием, но когда в один прекрасный день вместо 30 квадратных метров газона под строительство будущей церкви оказалось огорожено 150, вышли на митинг. Напомним, в прокуратуру уже направлен депутатский запрос с просьбой проверить правомерность деятельности застройщика.
На сегодня ограда вежливо и под присмотром правоохранительных органов разобрана. Против строительства во дворе между двумя домами пятиглавого двухэтажного храма площадью 400 квадратных метров уже собрано больше 800 подписей.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Петроградская сторона: страсти по храмам
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ