Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Строительство Уплотнительная застройка Петроградская сторона: страсти по храмам

Петроградская сторона: страсти по храмам

757
www.cirota.ru


Борьба против уплотнительной застройки в Петроградском районе приобрела свой, неповторимый оттенок: местных жителей уплотняют строительством церквей, поэтому и споры с застройщиками приобретают характер теологического диспута, хотя и очень своеобразного: одни ратуют за то, что ради славы Божьей надо строить побольше храмов, а другие совершенно не желают подчинять свою жизнь интересам православной церкви. Как разворачивается битва «духовного с материальным», наблюдала «Фонтанка».

Самый громкий конфликт на Петроградской, в который уже включились и КГИОП, и Санкт-Петербургская епархия, разгорелся в Матвеевском садике, расположенном около дома 35 по Большой Пушкарской, где некая православная община мечтает восстановить храм Святого Матфея, уничтоженный в 1932 году. Против строительства церкви активно выступают местные жители, поскольку этот сквер — единственная зеленая зона на всем протяжении Большой Пушкарской улицы от Князь-Владимирского собора до Каменноостровского проспекта.

У каждой из сторон своя правда. Сквер входит в список зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), кроме того, по Генплану, он относится к рекреационной зоне Р-2, поэтому ни о каком строительстве на этой территории не может быть и речи — именно на этом настаивают местные жители. Церковь Святого Матфея — правопреемница самой первой церкви Петербурга, той, которая была построена еще Петром Первым на территории Петропавловской крепости, к тому же она считалась памятником во славу русского оружия — в 1720 году она была переосвящена в честь взятия Нарвы в присутствии самого Петра Великого. При этом церковь должна быть непременно восстановлена на прежнем фундаменте, ибо остатки здания — священны, уверены защитники идеи.

В 2001 году в рамках исследования по уточнению границ археологической охраны старейших храмов Петербурга были проведены раскопки и в Матвеевском садике. Судя по отчету, в сквере было заложено пять шурфов, а общая вскрытая площадь составила 20 квадратных метров. В результате были найдены остатки каменной кладки, но церкви более поздней постройки, уже 1800 года: первоначальный храм, тот самый, который и предполагают восстановить, находился на земле, занятой сейчас корпусом № 4 Телефонной станции. Впрочем, сторонников восстановления церкви это не смущает: по мнению представителей общины, храм должен быть возведен в центре сада, там, где сейчас находится небольшой земляной холм. И именно эта территория и была предоставлена им в 2006 году для восстановления церкви петровских времен.

В соответствии с заданием КГИОП от 3 февраля 2006 года в сквере должны были провести работы по археологическому вскрытию фундамента, оценить состояние фундамента, дабы проектировать храм на выделенном фундаменте с воссозданием исторического облика на основе архивных материалов, благоустроить церковный участок, включая подходы со стороны сквера и улицы. В каком состоянии после всех выполненных работ он будет, остается только догадываться.

Православная община нигде не зарегистрирована, прихода у нее не существует, собственными средствами она не располагает — все работы будут проводиться на деньги фонда «Православие». Археологические изыскания должен выполнить некий Институт материальной культуры. Ориентировочная стоимость — около 3,5 миллиона рублей.

Как заявили «Фонтанке» представители общины, существуют веские доводы в пользу строительства — с детьми, мол, можно гулять и в Александровском парке, и на Крестовском острове, да и вообще церковь площадью 23 на 56 метров займет только небольшую часть садика. «Зато у вас будет церковь — это же так прекрасно», - утверждает председатель фонда «Православие» Сергей Аракелов. Сейчас же, по его словам, здесь творится «настоящее кощунство»: бегают собаки и «гадят на развалины храма, а дети катаются с горки на руинах церкви», что необходимо немедленно прекратить.

По мнению Натальи Соловьевой, научного сотрудника Института материальной культуры, ответственного исполнителя и руководителя проекта, храм необходимо воссоздать в любом случае. «Это памятник русского барокко, кусочек той России, которую мы потеряли», - считает она. В том, что церковь займет часть сада, Соловьева ничего страшного не видит: по ее мнению, оставшейся территории будет вполне достаточно для выгула детей и собак, а пустующее пространство на месте бывшей церкви будет заполнено и квартал получит завершенный вид: «У жителей появится возможность приобщиться к утраченному». Археологические раскопки, по ее уверениям, тоже не нанесут ущерба местным жителям. Правда, признает, что котлован площадью 25Х60 метров — не лучшее соседство для детской площадки, но ради восстановления утраченного наследия можно и потерпеть.

«Мы не против церкви как таковой, - поясняет Евгения Лихтарникова, координатор инициативной группы местных жителей. - Пожалуйста, перенесите куда-нибудь здание АТС и поставьте церковь на ее место, никто не будет против. Можно выстроить в дальнем углу сада небольшую часовенку, тоже никто не будет возражать. Но зачем же воздвигать огромный храм посередине сквера?»

Настораживают местных жителей и будущие раскопки: во-первых, дети будут гулять рядом с котлованом, во-вторых, никто не верит в то, что дело ограничится только этими работами. «Потом они начнут строительство, потом у них не хватит денег, и всё это будет брошено. А мы в итоге останемся с огромной ямой и грудами завезенных стройматериалов», - строит предположения Евгения Лихтарникова.

С точки зрения Алексея Шкварова, члена правления и бывшего председателя фонда "Православие", полное воссоздание церкви нецелесообразно. «Если восстанавливать храм в том виде, в каком он был, то он будет площадью около 800 квадратных метров, а это очень много. Кроме того, любая церковь требует еще и дополнительной территории. Если восстановить храм полностью, то скверик станет маленькой территорией при церкви — не более того. Поэтому, учитывая интересы местных жителей, наилучшим вариантом было бы возвести уменьшенную копию храма и расположить церковь так, чтобы были довольны все — и верующие, и гуляющие», - считает он. Но, к сожалению, пока стороны не достигли компромисса, с сожалением отмечает он, - причем, в сложившейся ситуации виноваты не только местные жители, но и верующие — в не меньшей степени.

Во славу Божию православная община смело идет на нарушение законов — например, по решению ГАТИ для производства раскопок было разрешено огородить строительным забором 1700 квадратных метров газона. Сейчас в сквере красуется забор, огораживающий территорию около 3000 квадратных метров и фактически перекрывающий доступ в центр сада. Никаких информационных щитов, оповещающих о характере работ, не наблюдается, никакой контактной информации ни заказчик, ни застройщик о себе оставить не пожелали.

Опасения жителей соседних со сквером домов по поводу затягивания работ уже оправдываются: никаких работ на огороженном участке пока и не ведется, хотя, как выяснила «Фонтанка», фонд «Православие» должен был профинансировать первый этап еще в марте.

Алексей Шкваров подтвердил информацию о том, что производство работ еще не оплачено и чистосердечно добавил: «Сейчас сезон уже начался, так что раскопки можно будет начать только на следующее лето. У нас останется осень, зима и весна на то, чтобы разработать несколько альтернативных проектов и выбрать оптимальный для всех вариант».

Но пока страсти только разгораются — защитников сквера обвиняют в пособничестве Исламу, «храмоборчестве», безбожии, бесовском поклонении, осквернении религиозных святынь и, почему-то, в неуважении к патриарху.

Интересно, что истинная вера сторонников застройки вполне согласуется у них с ложью — заявление о том, что строительство храма получило благословение Патриарха всея Руси уже опровергла Петербургская епархия. Правда, оценку ситуации в епархии дать не смогли. «Сейчас мы собираем информацию — эту историю курирует отец Виктор, настоятель храма Смоленской иконы Божией матери. Как только мы получим от него рапорт, мы сможем сделать какие-то выводы», - пояснил «Фонтанке» отец Мстислав, представляющий протокольный отдел Петербургской епархии. К сожалению, расспросить отца Виктора нам не удалось — он находится в очередном отпуске, поэтому оценку высшей церковной власти борьба за православие пока не получила. А пока сторонники храма намереваются спасать фундамент от кощунства, местные жители собрали уже около тысячи подписей против будущего строительства.

Тлеет религиозный конфликт и по соседству. Неподалеку от Матвеевского садика, на Лахтинской улице, планируется возведение храма Святой Ксении Петербуржской. Изначально местные жители отнеслись к этому проекту с полным пониманием, но когда в один прекрасный день вместо 30 квадратных метров газона под строительство будущей церкви оказалось огорожено 150, вышли на митинг. Напомним, в прокуратуру уже направлен депутатский запрос с просьбой проверить правомерность деятельности застройщика.

На сегодня ограда вежливо и под присмотром правоохранительных органов разобрана. Против строительства во дворе между двумя домами пятиглавого двухэтажного храма площадью 400 квадратных метров уже собрано больше 800 подписей.

Кира Обухова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях