Авторитетному предпринимателю Владимиру Барсукову (Кумарину) грозит еще одно обвинение. В декабре прошлого года сотрудники милиции по подозрению в вымогательстве при передаче денег задержали Вячеслава Энеева, более известного в определенных кругах как Слава-Зверь. После длительных уговоров он признался сотрудникам следственного комитета РФ, что деньги нес для Кумарина и его адвоката Рафаловича. Последнему уже предъявлено обвинение, он арестован и переведен в «Матросскую тишину», где адвокат стал соседом своего нанимателя - Барсукова.
Версия № 1: «закрышевали» до смерти
О том, что в деле Барсукова могут появиться новые эпизоды, общественность узнала 19 июня 2008 года, когда в городском суде Петербурга не состоялось рассмотрение кассационной жалобы защитника Дмитрия Рафаловича. Юрист был арестован 12 мая по подозрению в вымогательстве у владельца торгового комплекса «Елизаровский».
По словам Никиты Филатова, адвоката арестованного Рафаловича, версия следствия основана на показаниях ранее судимого Вячеслава Энеева (Славы-Зверя), который был задержан 25 декабря прошлого года. Как удалось узнать «ТС», сотрудники следственного комитета полагают, что в декабре 2005 года Владимир Барсуков организовал преступную группу, в которую вошли один из его адвокатов, Дмитрий Рафалович, и Вячеслав Энеев. Последнему, по мнению следствия, в январе 2006 года Барсуков и Рафалович якобы дали указание «пообщаться» с генеральным директором ООО «Парадиз сервис» и ООО «Дебют» (основным активом которого был ТЦ «Елизаровский») Павлом Орловым на предмет оказания им «спонсорской помощи» в ежемесячном размере 12 тысяч евро. Орлов, которого знающие его люди характеризовали как очень жесткого и непримиримого человека, почему-то испугался просителя и, по данным следствия, в период с марта по август 2006 года регулярно через свою сестру Черемисову, работавшую у него главным бухгалтером, выплачивал указанную сумму. В августе, как полагает следствие, бизнесмен предпринял попытку скинуть с себя кабалу и предложил единовременно выплатить «крыше» энную сумму денег. На предложение якобы согласился только Рафалович, который получил от Орлова два транша - в 10 тысяч и 140 тысяч евро. Посредником, как полагают в следственном комитете, в передаче денег стал Энеев, который малую часть передал адвокату, а большую - риелтору для покупки квартиры на проспекте Энгельса. Она была зарегистрирована на отца Рафаловича. Однако, откупившись от Рафаловича, «контракт» с двумя другими «партнерами» предприниматель расторгнуть не смог. А их аппетиты тем временем росли.
Как говорится в материалах дела, в мае 2006 года Барсуков и Энеев потребовали от Орлова передать им 20 процентов акций его фирмы «Парадиз сервис». Предприниматель на это предложение отреагировал тем, что перевел весь свой бизнес на мать. А 31 июля 2006 года он был убит в Москве.
После этого, по версии следствия, выплата дани пала на плечи матери и сестры погибшего бизнесмена, но уже в размере 50 процентов от всей прибыли предприятий Орлова. Выплата «субсидий» на общую сумму порядка миллиона рублей продолжалась до момента ареста Барсукова. И после ареста - уже на сумму в 500 тысяч рублей. Всего, по версии следствия, «спонсорство» продолжались с января 2006 года по декабрь 2007-го, за это время подозреваемые получили 17 миллионов рублей.
- Следователи предпочли поверить Энееву, а не доказательствам, которые опровергали эту версию. Это, к сожалению, не последний из проходимцев, которые раньше совершали неблаговидные дела, прикрываясь именем Владимира Сергеевича (Барсукова. - Ред.), а теперь вдруг решили посотрудничать со следствием, - считает адвокат Никита Филатов.
Версия № 2: обидели вдову
Версия о соучастии Барсукова в «бизнесе», который в середине 90-х называли «крышеванием», вызывает сомнения у всех, кто в последние пять лет был вхож в его близкий круг. Как рассказал корреспонденту «ТС» один из «близких» Барсукова, он действительно был участником событий вокруг торгового центра «Елизаровский». В качестве третейского судьи.
Эта история началась в 2004 году, когда 15 ноября у офиса своей фирмы на улице Веры Стасовой был застрелен 40-летний петербургский коммерсант - бывший сотрудник спецподразделения таможни Олег Новиков. Как говорят очевидцы, бизнесмен на своей «Тойоте Лендкрузер» приехал к офису (мужчина занимался грузоперевозками), расположенному в довольно глухом месте. По всей видимости, у него на это время была назначена какая-то встреча. По свидетельству очевидцев, вскоре на то же место подъехала «Газель» с милицейскими номерами. Из нее вышли трое неизвестных в форме сотрудников милиции. После разговора с ними Новиков внезапно бросился бежать, по нему открыли огонь из автоматического оружия (не менее двух очередей), после чего неизвестные скрылись. От полученных ранений мужчина скончался на месте. По факту случившегося возбудили уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство).
Бизнес Новикова унаследовала его жена Светлана. И если юридически все прошло внешне спокойно, то на практике партнер бизнесмена - Павел Орлов - по слухам, был совсем не готов делиться со вдовой.
Тандем Орлов - Новиков возник еще в то время, когда последний работал в таможенном спецназе. На общие деньги был построен торговый центр «Елизаровский» и выкуплено здание бывшего детского сада на территории Апраксина Двора, где к ноябрю 2004 года только была начата реконструкция под торговые площади.
Светлане Новиковой для того, чтобы не только на бумаге вступить в права наследования, пришлось нанять адвокатов. И в течение года обе стороны регулярно встречались в арбитражных судах. По информации нашего источника, Орлова на слушаниях представляли адвокат Дмитрий Рафалович и неизвестно откуда появившийся Энеев. Ему ли или кому-то другому пришла в голову идея обратиться за советом в разделе имущества к Владимиру Барсукову, история умалчивает. Известно только то, что в 2006 году, еще до смерти Павла Орлова, в «Гранд Отеле Европа» произошла историческая встреча, на которой было принято решение о том, что ТЦ «Елизаровский» (его стоимость оценивалась на то время в сумму около 4 миллионов долларов) остается за Орловым, а недострой в Апраксином Дворе (порядка 8 миллионов долларов) за Светланой Новиковой. Присутствие Кумарина на встрече в буквальном смысле ратифицировало этот договор, и не более того, как уверяют в его окружении. После чего Владимир Сергеевич, как говорят, потерял всякий интерес к этому делу.
Что в действительности происходило потом между Энеевым и родственниками Павла Орлова — тайна, покрытая мраком. Возможно, после окончания дела он не хотел расставаться с прибыльным клиентом и по старой привычке делал это не в рамках закона.
Некрепкий орешек
О личности Энеева известно достаточно. В конце 80-х он прибыл в Санкт-Петербург из Кабардино-Балкарии. По спецучетам правоохранительных органов проходил как «специалист» по видеокамерам и дамским сумочкам. Старожилы Невского проспекта до сих пор помнят его черную тонированную «девятку» без задних номеров, которая строго с 23.00 отстаивалась на Казанском мосту. Энеев в те вечера внимательно наблюдал за иностранцами, выходящими из первого валютного ресторана «Чайка», и старался не пересекаться с другим «тамбовским» постом прямо напротив «Чайки», который был сферой ответственности молодого Кумарина. В 1993 году был осужден за кражу и оправдан за разбой.
В 1987-м на Энеева было совершено покушение - он получил тяжелое ножевое ранение в область груди, но усилиями медиков был спасен. Инициатором нападения на Славу-Зверя был известный персонаж «Бандитского Петербурга» Куанч Бабаев (впоследствии женившийся на дочери главы Азербайджана и погибший там же), который никогда и не скрывал своего участия, даже перед оперативниками.
В мае 2000 года Энеев, которого к тому времени причисляли к «тамбовской» бизнес-группе, снова стал жертвой покушения - на Петроградской стороне неизвестные обстреляли его «Мерседес-350», и Энеев на этот раз получил тяжелые огнестрельные ранения. Несмотря на то, что одна из пуль попала ему в голову, восстановился он достаточно быстро. Тогда считали, что второе покушение на Энеева могло быть одним из эпизодов активного в ту пору противостояния двух серьезных питерских авторитетов - Константина Яковлева (Могила) и Владимира Барсукова (Кумарина). Тем более что всего за неделю до этой стрельбы был убит приятель Энеева - 44-летний «тамбовский» Георгий Поздняков. Кстати сказать, через месяц после покушения на Энеева конфликт Кумарина и Яковлева «формально» был урегулирован.
По сведениям «ТС», в следственном комитете по делу о вымогательстве идет активная работа, однако, по непроверенной информации, пока, кроме показаний Энеева, других свидетельств участия в преступной деятельности Кумарина и его адвоката Рафаловича нет. Энеев же, смеем предполагать, представляет интерес для силовиков не только как фигурант по этому эпизоду. Он один из немногих, кто имел доступ к делам Кумарина. А значит, может понадобиться следствию еще не раз.
Татьяна Востроилова
Полностью материал читайте в свежем номере «Тайного Советника».
Говорящий Зверь
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ